Сделай Сам Свою Работу на 5

Тема 3. Должности государственной службы 1 глава





Цель изучения данной темы состоит в усвоении сущности и понятия государственной должности, их категорий и групп, а также приобретении умений и навыков выявления особенностей квалификационных требований к отдельных должностям государственной службы.

Должности государственной службы в соответствии с Федеральным законом от 27 мая 2003 года № 58-ФЗ «О системе государственной службы РФ (далее – ФЗ № 58) учреждаются федеральным законом или иным нормативным правовым актом РФ, законом или иным нормативным правовым актом субъекта Федерации. Такие должности подразделяются:

а) в зависимости от уровня осуществления государственной власти – на должности федеральной службы и должности службы субъекта РФ;

б) в зависимости от вида государственной службы – на должности гражданской службы, воинские должности и должности правоохранительной службы.

В федеральном государственном органе могут быть учреждены должности государственной службы различных видов (гражданской, военной и правоохранительной), а в органе государственной власти субъекта РФ – только гражданской.

Кроме того, должности государственной службы распределяются по группам и (или) категориям в соответствии с федеральными законами о видах государственной службы и законами субъектов РФ о государственной гражданской службе субъектов РФ.



Более подробную классификацию должностей государственной гражданской службы дает Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» (далее – ФЗ № 79), которые в федеральном органе учреждаются федеральным законом или указом Президента РФ, а в органе государственной власти субъекта РФ – законами или иными нормативными правовыми актами субъектов РФ с учетом положений федерального законодательства. Классификация должностей гражданской службы осуществляется:

1) на категории:

а) руководители - должности руководителей и заместителей руководителей государственных органов и их структурных подразделений (далее также - подразделение), должности руководителей и заместителей руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и их структурных подразделений, должности руководителей и заместителей руководителей представительств государственных органов и их структурных подразделений, замещаемые на определенный срок полномочий или без ограничения срока полномочий;



б) помощники (советники) - должности, учреждаемые для содействия лицам, замещающим государственные должности, руководителям государственных органов, руководителям территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и руководителям представительств государственных органов в реализации их полномочий и замещаемые на определенный срок, ограниченный сроком полномочий указанных лиц или руководителей;

в) специалисты - должности, учреждаемые для профессионального обеспечения выполнения государственными органами установленных задач и функций и замещаемые без ограничения срока полномочий;

г) обеспечивающие специалисты - должности, учреждаемые для организационного, информационного, документационного, финансово-экономического, хозяйственного и иного обеспечения деятельности государственных органов и замещаемые без ограничения срока полномочий;

2) на группы:

а) высшие должности гражданской службы;

б) главные должности гражданской службы;

в) ведущие должности гражданской службы;

г) старшие должности гражданской службы;

д) младшие должности гражданской службы.

Должности категорий «руководители» и «помощники (советники)» подразделяются на высшую, главную и ведущую группы должностей гражданской службы.

Должности категории «специалисты» подразделяются на высшую, главную, ведущую и старшую группы должностей гражданской службы.



Должности категории «обеспечивающие специалисты» подразделяются на главную, ведущую, старшую и младшую группы должностей гражданской службы.

Как правило, аналогичным образом, устанавливаются категории и группы должностей государственной службы субъекта РФ. В частности, Законом города Москвы от 26 января 2005 года № 3 «О государственной гражданской службе города Москвы» должности гражданской службы подразделяются на следующие категории:

1) руководители – должности руководителей и заместителей руководителей государственных органов, структурных подразделений государственных органов, замещаемые на определенный срок полномочий или без ограничения срока полномочий;

2) помощники (советники) – должности, учреждаемые для содействия лицам, замещающим государственные должности города Москвы, руководителям государственных органов, срок полномочий которых ограничен, в реализации их полномочий и замещаемые на определенный срок, ограниченный сроком полномочий указанных лиц или руководителей;

3) специалисты – должности, учреждаемые для профессионального обеспечения выполнения государственным органом установленных задач и функций и замещаемые без ограничения срока полномочий или на определенный срок полномочий;

4) обеспечивающие специалисты – должности, учреждаемые для организационного, информационного, документационного, финансово-экономического, хозяйственного и иного обеспечения деятельности государственного органа и замещаемые без ограничения срока полномочий или на определенный срок.

В зависимости от характера выполняемых функций в государственном органе отнесение должностей к категориям «специалисты» и «обеспечивающие специалисты» допускается по решению представителя нанимателя.

Должности гражданской службы подразделяются на следующие группы:

1) высшие должности гражданской службы;

2) главные должности гражданской службы;

3) ведущие должности гражданской службы;

4) старшие должности гражданской службы;

5) младшие должности гражданской службы.

Должности гражданской службы категорий «руководители» и «помощники (советники)» подразделяются на высшую, главную и ведущую группы должностей гражданской службы в соответствии с Реестром должностей государственной гражданской службы города Москвы.

Должности гражданской службы категории «специалисты» подразделяются на высшую, главную, ведущую и старшую группы должностей гражданской службы в соответствии с Реестром должностей государственной гражданской службы города Москвы.

Должности гражданской службы категории «обеспечивающие специалисты» подразделяются на главную, ведущую, старшую и младшую группы должностей гражданской службы в соответствии с Реестром должностей государственной гражданской службы города Москвы.

Соотношение должностей федеральной государственной гражданской службы, воинских должностей и должностей правоохранительной службы определяется указом Президента РФ. Соотношение должностей федеральной государственной гражданской службы и типовых должностей государственной гражданской службы субъектов РФ определяется федеральным законом или указом Президента РФ.

В федеральном государственном органе и государственном органе субъекта РФ могут быть предусмотрены должности, не являющиеся должностями государственной службы. Трудовая деятельность работников, замещающих такие должности, регулируется законодательством РФ о труде.

Реестры должностей.Должности федеральной государственной службы утверждаются Президентом РФ и образуют Реестр должностей федеральной государственной службы, включающий:

Ø перечни типовых воинских должностей;

Ø перечни типовых должностей правоохранительной службы.

Реестр должностей государственной гражданской службы субъекта РФ утверждается законом или иным нормативным правовым актом субъекта РФ. В частности, В г. Москве Реестр должностей государственной гражданской службы города Москвы утверждается указом Мэра Москвы в соответствии с настоящим Законом, структурой государственных органов, а также с учетом Реестра должностей федеральной государственной гражданской службы. Реестр должностей государственной гражданской службы города Москвы является составной частью Сводного реестра должностей государственной гражданской службы РФ.

Реестры должностей государственной гражданской службы РФ включают перечни должностей, классифицированные по государственным органам, категориям, группам, а также по иным признакам. Они утверждается указом Президента РФ (для федерального уровня) либо законом или иным нормативным правовым актом субъекта РФ (для субъе5кта РФ). Реестр должностей федеральной государственной гражданской службы и реестры должностей государственной гражданской службы субъектов РФ образуют Сводный реестр должностей государственной гражданской службы РФ, порядок ведения которого утверждается указом Президента РФ. Реестр должностей федеральной государственной службы и реестры должностей государственной гражданской службы субъектов РФ составляют Сводный реестр должностей государственной службы РФ.

Квалификационные требования к гражданам для замещения должностей государственной службы устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ и зависят от:

Ø вида государственной службы;

Ø специфики органа государственной власти (федерального или субъекта РФ; его функциональной, территориальной и иной специфики);

Ø категории и группы должности.

В частности, в соответствии ФЗ № 79 в число квалификационных требований к должностям гражданской службы входят требования к уровню профессионального образования, стажу гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу (опыту) работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей. В том числе, в число квалификационных требований к должностям гражданской службы категорий:

«руководители», «помощники (советники)», «специалисты» всех групп должностей гражданской службы, а также категории «обеспечивающие специалисты» главной и ведущей групп должностей гражданской службы входит наличие высшего профессионального образования;

«обеспечивающие специалисты» старшей и младшей групп должностей гражданской службы – наличие среднего профессионального образования, соответствующего направлению деятельности.

 

Квалификационные требования к стажу гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу (опыту) работы по специальности для федеральных гражданских служащих устанавливаются указом Президента РФ, для гражданских служащих субъекта РФ – законом субъекта РФ. В частности, Указ Президента РФ от 27 сентября 2005 года №1131 «О квалификационных требованиях к стажу государственной гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу работы по специальности для федеральных государственных гражданских служащих» установил следующие квалификационные требования к стажу государственной гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу работы по специальности для замещения:

а) высших должностей федеральной государственной гражданской службы – не менее шести лет стажа государственной гражданской службы (государственной службы иных видов) или не менее семи лет стажа работы по специальности;

б) главных должностей федеральной государственной гражданской службы – не менее четырех лет стажа государственной гражданской службы (государственной службы иных видов) или не менее пяти лет стажа работы по специальности;

в) ведущих должностей федеральной государственной гражданской службы – не менее двух лет стажа государственной гражданской службы (государственной службы иных видов) или не менее четырех лет стажа работы по специальности;

г) старших должностей федеральной государственной гражданской службы – не менее трех лет стажа работы по специальности;

д) младших должностей федеральной государственной гражданской службы – без предъявления требований к стажу.

Квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, устанавливаются нормативным актом государственного органа с учетом его задач и функций и включаются в должностной регламент гражданского служащего. Так, например, Приказом Министерства природных ресурсов РФ от 9 октября 2006 г. № 238 были утверждены следующие квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей федеральными государственными гражданскими служащими Министерства природных ресурсов РФ:

1) для категории «руководители» высшей и главной групп должностей:

а) Знания: Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, иных нормативных правовых актов РФ, в том числе в рамках компетенции Министерства природных ресурсов РФ, Регламента и иных актов МПР России, структуры и полномочий органов государственной власти и местного самоуправления, основ проведения международных переговоров, основ организации прохождения государственной гражданской службы, служебного распорядка МПР России, порядка работы с поручениями Президента РФ, Правительства РФ, запросами комитетов и комиссий Совета Федерации или Государственной Думы, депутатов (членов) палат Федерального Собрания РФ, представлениями и предписаниями контрольных органов, запросами федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов РФ, судебными запросами, обращениями граждан, порядка государственного учета результатов научно-исследовательских работ, выполняемых за счет средств федерального бюджета, оснований возникновения и порядка оформления авторских, патентных прав, порядка работы со служебной информацией, в том числе содержащей государственную или иную охраняемую законом тайну, форм и методов работы с применением автоматизированных средств управления, норм служебной, профессиональной этики и правил делового поведения, правил и норм охраны труда, технической безопасности и противопожарной защиты, основ делопроизводства.

б) Навыки: практического применения нормативных правовых актов, разработки и управления проектами, оперативного принятия и реализации управленческих решений, организации и обеспечения выполнения задач, квалифицированного планирования работы, ведения деловых переговоров, публичного выступления, анализа и прогнозирования, грамотного учета мнения коллег, делегирования полномочий подчиненным, организации работы по эффективному взаимодействию с государственными органами, эффективного планирования служебного времени, владения необходимым программным обеспечением, систематического повышения своей квалификации, эффективного сотрудничества с коллегами, систематизации информации, работы со служебными документами, адаптации к новой ситуации и принятия новых подходов в решении поставленных задач, квалифицированной работы с подчиненными гражданскими служащими и государственными служащими других структурных подразделений МПР России по недопущению личностных конфликтов, обладания опытом работы.

в) Образование: высшее профессиональное образование по специальностям, соответствующим должностному регламенту, в также функциям и конкретным задачам, возложенным на Министерство природных ресурсов РФ в целом и на его департаменты в отдельности.

2) для категории «помощники (советники)» высшей группы должностей

а) Знания: Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, иных нормативных правовых актов РФ, в том числе в рамках компетенции Министерства природных ресурсов РФ, Регламента и иных актов МПР России, структуры и полномочий органов государственной власти и местного самоуправления, основ организации прохождения государственной гражданской службы, служебного распорядка МПР России, порядка взаимодействия Министра природных ресурсов РФ с федеральными министрами, другими руководителями федеральных органов исполнительной власти, председателями комитетов, комиссий, иными должностными лицами федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, общественными и международными организациями, порядка координации деятельности находящихся в ведении МПР России федеральных органов исполнительной власти и организаций по вопросам, соответствующим курируемым направлениям деятельности Министерства природных ресурсов РФ, а также методов проведения контрольных мероприятий, порядка работы со служебной информацией, в том числе содержащей государственную или иную охраняемую законом тайну, методов хозяйствования и управления, порядка заключения и исполнения договоров, в том числе государственных контрактов, форм и методов работы с применением автоматизированных средств управления, норм служебной, профессиональной этики и правил делового поведения, правил и норм охраны труда, технической безопасности и противопожарной защиты, основ делопроизводства.

б) Навыки: работы в соответствующей сфере деятельности, практического применения нормативных правовых актов, организации и обеспечения выполнения задач, квалифицированного планирования работы, ведение деловых переговоров, публичного выступления, анализа и прогнозирования, грамотного учета мнения коллег, организации работы по эффективному взаимодействию с государственными органами, эффективного планирования служебного времени, владения компьютерной и другой оргтехникой, владения необходимым программным обеспечением, систематического повышения своей квалификации, эффективного сотрудничества с коллегами, систематизации информации, работы со служебными документами, адаптации к новой ситуации и принятия новых подходов в решении поставленных задач, квалифицированной работы с гражданскими служащими МПР России и иными гражданами по недопущению личностных конфликтов, обладания опытом работы.

в) Образование: высшее профессиональное образование по специальностям, соответствующим должностному регламенту, а также функциям и конкретным задачам, возложенным на Министерство природных ресурсов РФ в зависимости от направления деятельности и т.д. для других категорий и групп.

Общий вывод.Таким образом, законодательством о государственной службы выделяются различные должности, отличающиеся по категориям и группам, в зависимости не только от уровня осуществления государственной службы – на уровне федеральных органов государственной власти или на уровня органов государственной власти субъектов Федерации, но и от вида государственной службы. Важное значение в реализации права на поступление на государственную службу и ее прохождение имеет четкое и последовательное регулирование в законодательстве квалификационных требований к отдельным видам, категориям и группам государственных должностей.


Тема 4. Права и обязанности государственных служащих

Цель изучения данной темы состоит в усвоении сущности и понятия правового статуса государственного служащего, а также приобретении умений и навыков выявления основных составляющих такого правового статуса.

Правовой статус государственного служащего – его права и обязанности регулируются в самом общем виде Федеральным законом от 27 мая 2003 года № 58-ФЗ «О системе государственной службы РФ (далее – ФЗ № 58), а более полно соответствующим федеральным законом о виде государственной службы. В отношении гражданских служащих – это Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» (далее – ФЗ № 79).

В соответствии со ст. 14 ФЗ № 79 гражданский служащий имеет право на:

1) обеспечение надлежащих организационно-технических условий, необходимых для исполнения должностных обязанностей;

2) ознакомление с должностным регламентом и иными документами, определяющими его права и обязанности по замещаемой должности гражданской службы, критериями оценки эффективности исполнения должностных обязанностей, показателями результативности профессиональной служебной деятельности и условиями должностного роста;

3) отдых, обеспечиваемый установлением нормальной продолжительности служебного времени, предоставлением выходных дней и нерабочих праздничных дней, а также ежегодных оплачиваемых основного и дополнительных отпусков;

4) оплату труда и другие выплаты в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами РФ и со служебным контрактом;

5) получение в установленном порядке информации и материалов, необходимых для исполнения должностных обязанностей, а также на внесение предложений о совершенствовании деятельности государственного органа;

6) доступ в установленном порядке к сведениям, составляющим государственную тайну, если исполнение должностных обязанностей связано с использованием таких сведений;

7) доступ в установленном порядке в связи с исполнением должностных обязанностей в государственные органы, органы местного самоуправления, общественные объединения и иные организации;

8) ознакомление с отзывами о его профессиональной служебной деятельности и другими документами до внесения их в его личное дело, материалами личного дела, а также на приобщение к личному делу его письменных объяснений и других документов и материалов;

9) защиту сведений о гражданском служащем;

10) должностной рост на конкурсной основе;

11) профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами;

12) членство в профессиональном союзе;

13) рассмотрение индивидуальных служебных споров в соответствии с настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами;

14) проведение по его заявлению служебной проверки;

15) защиту своих прав и законных интересов на гражданской службе, включая обжалование в суд их нарушения;

16) медицинское страхование в соответствии с настоящим Федеральным законом и федеральным законом о медицинском страховании государственных служащих РФ;

17) государственную защиту своих жизни и здоровья; жизни и здоровья членов своей семьи, а также принадлежащего ему имущества;

18) государственное пенсионное обеспечение в соответствии с федеральным законом.

Гражданский служащий вправе также с предварительным уведомлением представителя нанимателя выполнять иную оплачиваемую работу, если это не повлечет за собой конфликт интересов.

 

Обязанности государственного служащегоопределяются прежде всего в зависимости от вида государственной службы. Достаточно подробно в ст. 15 ФЗ № 79 устанавливаются основные обязанности гражданского служащего. Это:

1) соблюдать Конституцию РФ, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные нормативные правовые акты РФ, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ и обеспечивать их исполнение;

2) исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом;

3) исполнять поручения соответствующих руководителей, данные в пределах их полномочий, установленных законодательством РФ;

4) соблюдать при исполнении должностных обязанностей права и законные интересы граждан и организаций;

5) соблюдать служебный распорядок государственного органа;

6) поддерживать уровень квалификации, необходимый для надлежащего исполнения должностных обязанностей;

7) не разглашать сведения, составляющие государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, а также сведения, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей, в том числе сведения, касающиеся частной жизни и здоровья граждан или затрагивающие их честь и достоинство;

8) беречь государственное имущество, в том числе предоставленное ему для исполнения должностных обязанностей;

9) представлять в установленном порядке предусмотренные федеральным законом сведения о себе и членах своей семьи, а также сведения о полученных им доходах и принадлежащем ему на праве собственности имуществе, являющихся объектами налогообложения, об обязательствах имущественного характера. Сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера представляются гражданином представителю нанимателя при поступлении на гражданскую службу, а также гражданским служащим ежегодно не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным.

Такие сведения являются сведениями конфиденциального характера, если федеральным законом они не отнесены к сведениям, составляющим государственную тайну. Не допускается использование таких сведений для установления или определения его платежеспособности, для сбора в прямой или косвенной форме пожертвований (взносов) в фонды общественных или религиозных объединений, иных организаций, а также физических лиц. Гражданский служащий, виновный в разглашении сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера других гражданских служащих или в использовании этих сведений в целях, не предусмотренных законодательством, несет юридическую ответственность.

Сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера гражданских служащих, назначение на должность и освобождение от должности которых осуществляются Президентом РФ или Правительством РФ, предоставляются для опубликования общероссийским средствам массовой информации по их обращениям с одновременным информированием об этом указанных гражданских служащих. Сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера соответствующих гражданских служащих субъектов Федерации предоставляются для опубликования общероссийским и региональным средствам массовой информации по их обращениям с одновременным информированием об этом указанных гражданских служащих.

Положение о представлении сведений о полученных гражданским служащим доходах и принадлежащем ему на праве собственности имуществе, являющихся объектами налогообложения, об обязательствах имущественного характера гражданского служащего утверждается соответственно указом Президента РФ и нормативным правовым актом субъекта РФ;

10) сообщать о выходе из гражданства РФ или о приобретении гражданства другого государства в день выхода из гражданства РФ или в день приобретения гражданства другого государства;

11) соблюдать ограничения, выполнять обязательства и требования к служебному поведению, не нарушать запреты, которые установлены настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами;

12) сообщать представителю нанимателя о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, принимать меры по предотвращению такого конфликта.

Гражданские служащие подлежат обязательной государственной дактилоскопической регистрации в случаях и порядке, установленных федеральным законом.

Законодательство о государственной гражданской службе уделяет внимание регулированию института неправомерного поручения, устанавливая право гражданского служащего не исполнять такое поручение.

При получении от соответствующего руководителя поручения, являющегося, по мнению гражданского служащего, неправомерным, гражданский служащий должен представить в письменной форме обоснование неправомерности данного поручения с указанием положений законодательства РФ, которые могут быть нарушены при исполнении данного поручения, и получить от руководителя подтверждение этого поручения в письменной форме. В случае подтверждения руководителем данного поручения в письменной форме гражданский служащий обязан отказаться от его исполнения. В случае исполнения гражданским служащим неправомерного поручения гражданский служащий и давший это поручение руководитель несут дисциплинарную, гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность в соответствии с федеральными законами.

Государственная служба, как и любая иная профессиональная деятельность, связана с определенными ограничениями. Такие ограничения связаны с определенными видом государственной службы.

Гражданин не может быть принят на гражданскую службу, а гражданский служащий не может находиться на гражданской службе в случае:

1) признания его недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в законную силу;

2) осуждения его к наказанию, исключающему возможность исполнения должностных обязанностей по должности государственной службы (гражданской службы), по приговору суда, вступившему в законную силу, а также в случае наличия не снятой или не погашенной в установленном федеральным законом порядке судимости;

3) отказа от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, если исполнение должностных обязанностей по должности гражданской службы, на замещение которой претендует гражданин, или по замещаемой гражданским служащим должности гражданской службы связано с использованием таких сведений;

4) наличия заболевания, препятствующего поступлению на гражданскую службу или ее прохождению и подтвержденного заключением медицинского учреждения. Порядок прохождения диспансеризации, перечень таких заболеваний и форма заключения медицинского учреждения устанавливаются Правительством РФ;

5) близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители и дети супругов) с гражданским служащим, если замещение должности гражданской службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.