Рассматривание репродукции картины М. Башкирцевой «Осень». Беседа по картине.
Развитие диалогической речи, зрительного внимания, восприятия. Воспитание эмоционального отклика на изображенное на картине. Формирование целостного представления об изображенном на ней.
Логопед привлекает внимание детей к картине.
Логопед. Посмотрите на картину и опишите настроение, возникающее у вас при рассматривании.
Дети рассказывают о своих впечатлениях.
Логопед. Все вы отмечаете, что вам грустно, когда смотрите на эту картину. Почему? В каких тонах она написана? Что навевает на вас грусть?
1-й ребенок. Картина написана неяркими красками.
2-й ребенок. Аллея на картине тонет в густом холодном тумане.
3-й ребенок. Деревья на картине уже почти голые, а оставшиеся листья неяркие, подсохшие.
4-й ребенок. Трава вдоль дороги уже пожелтела и засохла.
1-й ребенок. Дорога грязная. На ней лежат кучи сухих листьев.
2-й ребенок. Слева от дороги глубокая лужа с холодной водой.
3-й ребенок. Справа в глубине виден мостик над каналом. Там тоже холодная вода.
4-й ребенок. Неба не видно, потому что все закрывает туман.
Логопед. Послушайте, как пишет об осенних туманах М. Гумилевская.
«Стелются над землей осенние туманы. Кажется, будто низко-низко опустились облака и окутали землю белым густым покровом. Да ведь так и есть! Потому что и облака в небе, и туман низко над землей состоят из крохотных капелек воды».
Какой воздух там, на аллее осеннего парка, если все окутал туман?
Дети. Воздух влажный, сырой, холодный.
Логопед. Какое время суток изобразил художник?
Дети. Это раннее утро.
Логопед. Что мы можем услышать в это время на пустынной аллее?
Дети. На аллее тихо. Птицы уже улетели. Насекомые исчезли. Только чуть слышно шелестят листья на земле.
Логопед. Да, действительно. Листья шелестят чуть слышно, потому что ветра на аллее нет. А вот мы с вами сейчас устроим сильный осенний ветер.
3. Упражнение «Осенний ветер».Воспитание направленной воздушной струи. Развитие силы выдоха.
Логопед высыпает на стол сухие листья из корзинки и предлагает детям присесть на корточки с одной стороны стола так, чтобы листья находились на уровне губ.
Логопед.
Задрожали листы, облетая, Тучи неба закрыли красу, С поля буря ворвавшися злая Рвет и мечет и воет в лесу. А. Фет
Превращайтесь в сильный осенний ветер. Сделайте глубокий вдох через нос и сильно подуйте на листья, вытянув губы трубочкой, не раздувая щек.
Дети дуют по команде логопеда.
Логопед. Ой, какой сильный ветер на аллее в парке! А теперь быстро соберите листья в корзинку.
Дети собирают листья в корзинку.
4. Упражнение «Узнай наощупь». Развитие тактильных ощущений.
Логопед предлагает детям вновь сесть на стульчики и закрыть глаза.
Логопед. Я хочу предложить вам очень интересное задание. Я поставлю перед вами контейнер, а вы опустите в него руки. Я закрою контейнер платком. Вы откроете глаза и расскажете, что нащупали в контейнере, каковы эти предметы на ощупь. Хочу подсказать вам, что я нашла все эти предметы на аллее осеннего парка.
Дети ощупывают предметы в накрытом платком контейнере и рассказывают о своих ощущениях.
1-й ребенок. Я нашел желудь. Он гладкий, овальный, приятный на ощупь.
2-й ребенок. Я нашел каштан. Он большой и колючий.
3-й ребенок. Я нашла мох. Он влажный и мягкий.
4-й ребенок. Я нашла лист клена. Он легкий, большой, сухой.
Логопед. Вы очень хорошо описали найденные предметы. Молодцы!
Логопед снимает платок и позволяет детям рассмотреть предметы в контейнере.
5. Упражнение «Осень».Координация речи с движением.
Логопед приглашает детей пройти на ковер. Дети встают в круг и делают знакомое упражнение.
Г
Встают на носочки и поднимают руки вверх, а потом приседают. Кружатся на носочках. Руки на поясе. Приседают, делают
плавные движения руками перед собой влево-вправо. Бегут по кругу на носочках.
Останавливаются, приседают.
| Осень. По утрам морозы.
В рощах желтый листопад.
Листья около березы Золотым ковром лежат.
В лужах лед прозрачно-синий,
На листочках белый иней.
Е. Головин
6. Упражнение «Что лишнее?».Развитие зри тельного внимания и восприятия. Совершенст вование синтаксической стороны речи (сложно подчиненные предложения).
Логопед предлагает детям сесть на ковер и ставит перед ними маленький коврограф. Закрепляет на коврографе четыре картинки1 (волнушка, мухомор, подосиновик, сыроежка).
Логопед. Поздней осенью в лесу еще можно найти грибы. Я хочу проверить, хорошо ли вы знаете, какие грибы считаются съедобными, а какие ядовитыми. Какой из этих грибов лишний и почему?
1-й ребенок. Лишний мухомор, потому что он ядовитый, а волнушка, подосиновик и сыроежка — съедобные грибы.
Можно предложить детям рассмотреть еще 2—3 комплекта картинок и дать объяснения.
7. Упражнение «Собери в корзинки».Совер шенствование навыка слогового анализа слов.
Логопед вновь закрепляет на коврографе картинки с изображениями грибов (ры-жик, бо-ро-вик, ли-сич-ка, мас-ле-нок, о-пя-та, вол-нуш-ка, сы-ро-еж-ка, по-до-си-но-вик, под-бе-ре-зо-вик), а детям раздает плоскостные изображения корзинок.
Логопед. Соберите грибы в корзинки. Маша будет собирать грибы, в названиях которых только два слога. Настя соберет грибы, в
названиях которых по три слога. Ваня соберет грибы, названия которых состоят из четырех слогов. А Вадик должен собрать грибы, названия которых делятся на пять слогов.
Дети выполняют задание. Логопед предлагает им проверить друг друга.
8. Пазлы «Грибы».Развитие зрительного гнозиса и конструктивного праксиса.
Логопед раздает детям конверты с пазлами, ставит на коврограф картинки с изображениями боровика, волнушки, рыжика и лисички.
Дети собирают пазлы, ориентируясь на целые изображения. Логопед оценивает их работу и убирает картинки.
9. Отгадывание загадок об осени.Развитие мышления.
Логопед предлагает детям отгадать загадки. Логопед.
Под осинкой у тропинки Кто стоит среди травы? Ножка есть, но нет ботинка. Шляпка есть, нет головы.
Дети. Это подосиновик. Он растет под осиной в траве. Логопед.
Из-под елок на пригорок
Вышел мальчик ростом с пальчик.
Он на тучки поглядел,
Сразу кепочку надел —
Новенькую, ладную,
Цветом шоколадную.
Дети. Это белый гриб. Он растет возле елок. У него коричневая шляпка.
Логопед. Отлично. Вы отгадали мои загадки!
10. Окончание занятия.Оценка работы детей.
Логопед предлагает детям высказать впечатления о занятии, а потом оценивает деятельность каждого ребенка.
Нищева Н. В. Играйка-1.- СПб.. ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005.
II ПЕРИОД РАБОТЫ
Декабрь
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|