В-4 Факторы определяющие структуру отрослевых рынков
В-1. Методология исследования рыночных структур.
При анализе структуры рынка часто используются количественные методы оценки уровня его концентрации. Концентрация продавцов отражает относительную величину и число фирм, действующих в отрасли. Чем меньше фирм, тем выше уровень концентрации. При одинаковом числе фирм на рынке, чем сильнее отличаются фирмы друг от друга по размеру, тем выше уровень концентрации. Первоначально следует определить, что служит показателем размера фирмы и каковы границы рынка. В качестве показателя, определяющего размер фирмы, может служить доля продаж фирмы в общем объеме реализации, или доля занятых на предприятии в общей численности занятых в производстве данной продукции, или доля стоимости активов фирмы в общей стоимости активов всех фирм и т. п. Существуют и различные критерии выделения рынка. В курсе микроэкономики мы отождествляли понятия «рынок» и «отрасль». Однако различия между ними основаны на том, что рынок объединен удовлетворяемой потребностью, а отрасль — характером используемых технологий, и отождествлять эти понятия для целей определения уровня концентрации не следует. Для упрощения в качестве взаимозаменяемых понятий могут рассматриваться иногда лишь рынок и под отрасль на основании производства близких товаров-заменителей. В качестве границ рынка могут использоваться: • товарные (продуктовые) границы; • временные; • географические границы. В каждом конкретном случае необходимая широта или узость границ зависит от особенностей товара и целей анализа. Легко можно ошибиться при определении границ рынка как в сторону уменьшения его, так и слишком расширенного толкования. Так, для товара длительного пользования временные границы рынка будут гораздо шире и менее определены, чем для товара текущего потребления. Однако кроме особенностей товара необходимо исходить и из целей исследования.
В-2 Подходы к анализу структуры отраслевых рынков.
В настоящее время существует 2 подхода к понятию отрасли.
1-ый подход рассматривает отрасль как часть народнохозяйственного
комплекса, как область производственно-экономической деятельности
предприятий, входящих в состав отрасли.
2-ой подход (или рыночный подход) говорит о том, что границы
отрасли, а, следовательно, и ее состав, будут определяться теми
предприятиями, которые предлагают покупателям товары, относящиеся
к одному товарному рынку. Таким образом, все предприятия,
предлагающие товар, относящийся к одному товарному рынку, а значит
удовлетворяющий одну и ту же потребность, и будут составлять одну
отрасль
В-26 Структура отрослевых рынков, анализ входа выхода
Под барьерами входа-выхода следует понимать совокупность факторов (объективного и субъективного порядка), которые либо препятствуют входящей фирме организовать прибыльную торговлю на отраслевом рынке, либо противодействуют выходу с него укоренившейся фирмы без существенных потерь.
Наличие входных барьеров позволяет уже функционирующих на рынках фирмам получать более высокую прибыль, не опасаясь появления новых конкурентов. Входные барьеры могут быть определены как издержки реализации, которые должны нести входящие и не несут функционирующие фирмы. Существование барьеров для входа на рынок в сочетании с высоким уровнем концентрации производителей в отраслях дает возможность фирмам поднимать цены выше своих предельны издержек и получать экономическую прибыль как в краткосрочном, так и в долгосрочном периодах, что и обусловливает рыночную власть этих фирм. Уровень выходного барьера фирм рассчитывается исходя и затрат, требующихся для закрытия «дела», а к отслеживаемым показателям относятся: норма выхода, время выживания на рынка (в годах), количество банкротств, слияний, поглощений и т.д.
В-3 Типы отрослевых рыночных структур
Исходя из представленных характеристик можно дать определения различных типов рыночных структур: •1 совершенная конкуренция — модель рынка, для которой характерна ценовая конкуренция между не способными повлиять на рыночное равновесие и рыночную цену производителям стандартизирован ной продукции. Рыночная структура, для которой не выполняется хотя бы одно из условий совершенной конкуренции, является рынком несовершенной конкуренции. Рынки несовершенной конкуренции, в свою очередь, представлены рынками чистой монополии, монополистической конкуренции, олигополистическими рынками; • 2 чистая монополия — тип рыночной структуры, характеризующийся отсутствием конкуренции, что предполагает господство на закрытом входными барьерами рынке одной фирмы, выпускающей уникальный продукт и контролирующей цену; •3 монополистическая конкуренция — тип рыночной структуры, в рамках которой продавцы дифференцируемой продукции конкурируют между собой за объемы продаж, а в качестве главного резерва достижения конкурентного преимущества на рынке выступает неценовая конкуренция; • 4 олигополия — тип рыночной структуры, в рамках которой несколько взаимозависимых и зачастую взаимодействующих фирм конкурируют между собой за долю рынка (объемы продаж).
Каждая из этих рыночных структур отличается разной степенью рыночной власти отдельного производителя, которая находится в обратной зависимости от степени развития отношений конкуренции на рынке. Рыночная власть — способность производителя или потребителя оказывать влияние на ситуацию на рынке, в первую очередь на рыночную цену. Если рыночная власть будет проявляться со стороны спроса, то речь следует вести о рыночной власти покупателя. Рыночная власть производителязаключается в наличие или отсутствие у него возможности влиять на отраслевую (рыночную) цену производимой продукции за счет изменения объемов выпуска
В-4 Факторы определяющие структуру отрослевых рынков
Слияния и поглощения (централизация капитала) представляют весьма противоречивый процесс притяжения и отталкивания капиталов. Американская статистика выделяет среди форм централизации дезинвестиции. Эта форма предполагает продажу бизнеса, отдела, дочерней компании собственником фирмы другому собственнику. Бизнес одного собственника уменьшается, а другого увеличивается за счет присоединения чужого капитала.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|