|
Мнемическая функция I, 13
— живой материи I, 148—149
— на стадии элементарной и перцептивной психики I, 204
Мозг и психика
— критика расистских утверждений об особенности строения мозга у представителей разных рас (см. Расовые различия)
— мозговые механизмы психических функций I, 92, 93, 132—134, 137— 140
— прогресс в развитии мозга на этапе современного человека I, 139—140 (см. также Эволюция нервной системы)
Мотивы
— биологические, в деятельности животных I, 218—220, 227, 228 (см. также Биологический смысл воздействия)
— игровой деятельности (см. Игра)
— иерархия II, 212, 213, 218, 219, 222—224
— и объективный результат деятельности I, 262—263, 273, 369—373, 375; II, 77
— и предмет деятельности I, 11 —13, 228, 231, 289; II, 213 (см. также Деятельность,мотивы)
— и различение нравственных действий I, 274, 275
— их борьба II, 203, 204, 225
— знаемые (понимаемые) I, 290— 292; II, 215, 217, 224, 226
— их функции II, 154, 211, 212
— критика геоденических концепций II, 208, 209
— неосознаваемые II, 213
— мотивировка II, 211
— определение I, 251; II, 153, 204— 206
— образование и развитие II, 214, 215, 216, 217, 227
— рождение новых мотивов (сдвиг мотива на цель) 1,250—252,290— 292; II, 201, 211, 217 (см. также Мотивы,учебной деятельности)
— отношение к деятельности II, 153
— отношение к цели I, 234, 243
— реально действующие I, 290—291
— смыслообразующие II, 212, 222
— сознание мотивов и развития потребностей I, 252, 253; II, 211, 214, 215
— сознательные I, 250, 253; II, 213
— учебной деятельности I, 289, 290, 292, 293, 355, 378
—цели I, 211, 223—224
Мышление I, 11
— ассоциативная концепция II, 80— 81
— взаимопереходы мыслительного и практического действий I, 261, 262, 331
— и деятельность II, 90—91, 117, 119—120
— и мотивация II, 76
— и речь I, 23, 29, 69, 339, 340
— и сознание I, 239, 255, 348, 369
— исторические подходы к его изучению II, 81—85
— как прижизненно формирующийся процесс II, 79, 80, 115
— критика буржуазных концепций I, 258—260; 11, 82, 115, 119—120
— нейрофизиологический аспект II, 84—85
— необходимые условия его возникновения II, 156, 157 (см. также Антропогенез)
— практическое, наглядно-действенное, II, 83, 84
— пристрастность I, 369
— «ручное мышление» обезьяны I, 206; II, 82—83
— речевое I, 234—236
-- творческое II, 72—78
-- два этапа II, 72, 73
.— филогенез I, 240; II, 82, 83, 85—87, 115, 116, 117
«Наводящие» задачи II, 77,78
Навык
— обхода преграды I, 192—196, 200, 203, 211, 212
— определение I, 202—203
— особенности связей, возникающих при формировании навыка I, 186, 187
—- переход операции в навык I, 202, 203, 212
— строение I, 203 -214
— физиологическая основа I, 203, 204
Наглядность,в обучении I, 356—360
Наивный взгляд на психику I,154
Научение
— в системе прагматической психологии 1, Э7--98
— качественное отличие у человека I, 130 (см. также Обучение)
Научно-техническая революция I,383
« Нeйроисихизм»I, 144
Обмен веществ I,118, 161, 162, 170, 171,172, 173, 174
Обобщение
— животными воздействий, имеющих биологический смысл I, 204— 205, 214
— и значение I, 335
— и слово I, 236, 332, ,333, 334, 338—341, 347
— как операция (перенос) I, 345, 347
— образа вещи I, 204—205, 213
Образ
— мира I, 10
— и модель II, 124, 125, 127
—предмета I, 13, 205, 206, 234; II, 38, 43, 112—113, 125, 253, 254
-- его активность и пристрастность II, 125, 126
-- и практика (см. Восприятие)роль практики в формировании образа)
Обратная связь II,85, 139
Обучение(см. также .Присвоение)
— и овладение знаниями I, 332—337, 338, 339, 381, 382; II, 78
— предпосылки обучения I, 127
— психологическая природа I, 330
— к сложному действию I, 248, 249
— соотношение процессов обучения и психического развития I, 330— 331
Общение
— животных I, 220—221
— как условие присвоения человеком
общественного опыта I, 15, 78, 79, 337 (см. также Присвоение)
— определение II, 248
— развитие в онтогенезе II, 248— 250
— и язык (см. Язык)
ОтнотенезI, 108, 109, 113—120, 123— 124, 126 (см. также Присвоение; Развитие психики ребенка)
Операция(способ действия)
— и деятельность I, 200, 206, 212, 213
— определение I, 200, 205—207, 294, 360
— перенос I, 205, 207, 210, 212, 213
— сознательная I, 250, 360, 361, 362
— трудовая (см. Труд)
— умственная, внутренняя, мыслительная I, 295 (см. также Деятельность; Умственные действия)
— формирование I, 362—363
— превращение действия в операцию I, 228, 229, 248—249, 250, 294, 295, 299; II, 156, 157
— в филогенезе I, 36, 206—207
Опыт(см. также Поведение; Присвоение),его роль в развитии личности II, 221, 222
Организм и личность I, 98,108, 109
Органы чувствI, 171 — 173, 180; II, 14 (см. также Взаимодействие органов чувств и рецепторная теория; Эволюция нервной системы)
Ориентировочная реакция
— и ощущение (см. Ощущение)
— и условный рефлекс II, 18, 20, 21
— и чувствительность I, 86, 87, 92, 173, 181, 182
— как способность организма фиксировать изменения внешней среды I, 86
— характеристика II, 13, 18, 78
Орудие
— «естественные» орудия животных 1, 124, 125, 207, 210, 215, 216
— и возникновение мышления I, 33, 34; II, 116
— и значение I, 24, 342
— использование животными I, 226, 227
— и способ употребления I, 115, 232-234
— овладение им I, 77—78
— определение I, 232
— производство их человеком I, 226, 227, 232, 233, 249
Осознание (см. Сознание) Отражение
— адекватность I, 230—232; II, 21—25, 26—28
— и качество раздражителя II, 26, 27, 28,. 29 (см. также Качество ощущения)
— исторический смысл 1, 386; II, 121 — 123, 125
— необходимость I, 157—159, 178 (см. также Эпифеноменалистиче ский подход к психическим явлениям, его критика)
— предметное I, 13, 14, 200, 203, 217, 218, 221, 222, 226, 231, 240, 242, 248
— развитие новых форм как разрешение особого противоречия (см. также Деятельность) I, 216
— функция I, 214—217; 11,21—22, 30
ОчеловечиваниеI, 78, 79, 97
Ощущение
— виды
— вибрационные I, 88, 89
— слуховые (см. Системные психические функции; Слух)
— и дифференциация чувствительности I, 174, 187—189 (см. также чувствительность)
— перестройка II, 9, 10
— развитие I, 14
— сигнальная, опосредующая и ориентирующая функции I, 92, 93, 172—174; II, " 11 — 12, 13-15, 21—22
— участие эффекторных процессов в его возникновении I, 88, 89; II, 9—13, 21—22, 25—27, 29
ПамятьI, 11, 385 (см. также Деятельность)
— действие как средство запоминания I, 36—37
запоминание
— его внутренние «стимулы—средства» I, 34—40, 43, 61—65, 103
— его «стимул — объект» I, 32—33
Произвольное
— его развитие в онтогенезе I, 9, 42, 51, 62—63
— возрастные этапы и особенности I, 47—48, 53 55, 56-62
опосредствованное
-- общие линии развития I, 25, 37, 38, 39, 40, 51, 385
-- отношение к непосредственному запоминанию I, 32—34, 36, 37, 38, 40—43, 48—52, 56—63
-- содержание запоминаемого I, 50—51, 52, 61
-- структура акта I, 32—35, 36—39, 46, 48
— механизмы I, 38—39, 43
— произвольное воспроизведение I, 48, 52—62
развитие
— «параллелограмм» I, 62—64, 385
— - в филогенезе I, 40—42, 64, 204,
205-217
— расстройство ее внешних форм I, 41
— первобытных и культурно отсталых племен I, 32—34, 35—37, 238
— функция I, 31—35, 46, 47
«Панпсихизм»I, 143,144
ПедагогикаI, 328
Педагогическая теорияI, 327, 328
Педагогический процесс1, 327, 328, 329
Перенос (см. Интеллект; Обобщение; Операция)
ПерсеверацияII,52, 53, 119
Перцептивная психика
— анатомофизиологическая основа I,200—202
— особенности строения I, 200, 202—205
— появление операции как характерная черта I, 200, 201
Перцептивный «конфликт»II, 49
Письменность, возникновение и развитиеI, 36,37, 40
Поведение
— биологический и исторический тип развития (см. Антропогенез; Присвоение)
—- специфическая структура у человека I, 41, 97—99
— механизмы врожденные и приобретенные I, 120—123, 129, 130, 194, 197—199, 202;'II, 214
Подкрепление
— в системе рефлексов I, 137—139
— раздражителя I, 148 (см. также Анализ; Условный рефлекс)
— подражательных движений у человека I, 278
ПознаниеI, 234
Поисковая деятельность
---и общая активность животных II, 21, 22
— при выделении качества раздражителя II, 28, 29
Порог
— дифференциальный I, 89
— зависимость от типа деятельности I, 80, 82; II, 25, 26
— изменения I, 81, 84-86, 90, 91, 297
— превращение надпороговых раздражителей в пороговые II, 15— 17,
— «сопоставительный» метод измерения порогов тонального слуха I, 80, 81, 89
Постулат непосредственностиII, 137, 138
Потребности
— животных I, 251; II, 182, 206, 207
— и метод условных рефлексов I, 187
— и мотивы I, 251; II, 204-206
— их трансформация II, 206, 207
— как предпосылка (условие) деятельности II, 205
— конкретизация в предмете I, 187. 291; II, 144, 145, 206, 207
— предмет I, 11, 14
— развитие II, 208, 209
— физиологические механизмы II, 209
— человека I, 228—230; II, 145, 206, 207, 208, 226
Практика
— как критерий истины II, 79, 80, 88, 89, 118
— общественная I, 13
Пралогические явления в психикеI,253—255
Предметный мирI, 14
Принцип развития органов специфических энергийI, 179—181; II, 7, 8, 22,23
Присвоение(общечеловеческого опыта)
— в процессе обобщения I, 78, 115— 117, 119, 137, 138
— механизмы I, 77, 94, 123, 124, 127, 140
— отличие от биологического приспособления I, 78, 79, 114, 115, 123—126 (см. также Развитие психики ребенка)
Приспособление (см. Поведение; Присвоение)
Пробы
— при решении интеллектуальных задач I, 212
— при дифференцировании навыка I, 202, 203
Производственные отношения I, 226,227, 238
Промежуточные переменныеII, 138
Процесс формирования психических способностей и функций(см. Присвоение; Системные психические функции)
Психика
— биологическое и социальное в психике человекаI, 77—95, 97, 98, 99, 100, 101, 108—110, 277; II, 197, 198, 199, 220, 221, 225 (см. также Личность,общественно-историческая сущность)
— генезис I, IK 386
— ее социальная обусловленность I, 19
— критика буржуазных теорий по вопросу о сущности и методах изучения I, 153—157; II, 11, 12
— как субъективная феноменальная действительность I, 19
--- подход к анализу I, 24
--- двухчленная схема II, 118, 137, 138
--- дуалистический I, 278
--- трехчленная схема II, 138, 140—141
— определение 1, 19
— общественно-историческая природа I, 19, 23, 222, 275, 344; II, 194
— системное строение I, 25
— соотношение психологического и физиологического I, 66—68
--- психофизический параллелизм I, 66
--- диалектико-материалистическое решение I, 67, 68
Психические процессы
— непосредственные (натуральные) I, 25
— опосредствованные (культурные) I, 19, 24, 25
— строение I, 24, 26, 386
«Психологический мир»I, 10
Психология
— буржуазная и ее критика I, 19, 23, 24; II, 95
— ее предмет I, 67, 104, 105, 265, 324
--- и НТР II, 240—242
--- как наука I, 1, 23, 113, 324, 325; II, 244—245
— кризис I, 23; II, 94, 95
— марксистская I, 23, 24, 324, 325; II, 103—106
— направления, подходы, теории
--- бихевиоризм I, 21, 24, 98, 333; II, 81
--- гештальттеория 1, 326; II, 82, 255, 256 (см. также Восприятие)–
— глубинная психология II, 109
— кибернетический подход II, 123—125, 139, 140
— культурология II, 138, 139
— методологический подход 1, 10
— позитивистский эволюционизм I, 97
— социологическая теория I, 99, 100; II, 108
—субъективистская теория I, 19; II, 160, 176
— разделы
— биопсихология I, 10
— детская I, 9, 23, 325
— дифференциальная II, 188, 189
— клиническая I, 9, 23
— педагогическая I, 9, 23, 325— 347
— предмет 1, 327—330
— и педагогика I, 328—330
— и экспериментальная педагогика I, 325
психология восприятия (см.
Восприятие)
— психология искусства I, 10; II, 232 (см. также Деятельность,творческая, эстетическая)
— психология общения II, 247
— психофизиология I, 10; II, 96, 97
— этническая I, 253 -255
— советская I, 8-16, 19, 21, 22—30, 324; II, 95, 96, 99, 136, 243— 244
— этапы развития I, 9
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|