Сделай Сам Свою Работу на 5

Наука и ее роль в современном обществе





1. Наука как особый вид мировоззрения. Формы бытия науки: наука как познавательная деятельность, как социальный институт, как особая сфера культуры. Проблема демаркации научного знания. Классификация науки. Периодизация науки. Функции науки в жизни общества.

2. Специфика естественных наук. Структура и уровни естественного познания. Связь между естественными науками.

3. Роль и значение естествознания в современном мире.

Также возможны следующие и другие темы для самостоятельной подготовки сообщений, исходя из темы семинара и интересов студента:

1. Философия в контексте культуры, её роль в формировании мировоззрения эколога-природопользователя.

2.Роль философии в анализе основныхпроблем экологии и природопользовании.

3. Основные идеи работы И. Лакатоса «История науки и ее рациональные конструкции».

4. К. Поппер и проблема демаркации научного знания.

5. Роль позитивизма в развитии науки и философии.

6. Естествознание в изменяющемся мире.

7. Естествознание и окружающая среда.

8. Естествознание и религия.

9. Фундаментальные и прикладные проблемы естествознания.

10. Природные («человекоразмерные») комплексы как системы современной науки.



11. Роль гуманистических ориентиров в определении стратегий научного поиска.

12. Интеграционные тенденции в развитии современной науки.

13. Наука в условиях глобализации.

14. Актуальные проблемы корреляции общественного и научно-технологического развития на современном этапе.

15. Перспективы и границы современной техногенной цивилизации?

 

Краткое изложение теоретических вопросов:

Термин «наука» употребляется в следующих смыслах: 1. особый род знания, обладающий собственными характеристиками, отличающими его от других видов; 2. особый род деятельности по формированию такого знания, творческий процесс получения знания и направлена на раскрытие объективных законов по которым существуют природа, общество и человек; 3. особый социальный институт, представленный различными организациями и учреждениями.

Особенностями научного знания являются рациональность (логическая непротиворечивость), объективность, объяснительный характер (не ограничивается констатацией фактов, а стремится их объяснить).



Цель науки – открытие закономерностей и общих принципов развития природы, общества и познания. Задачи науки – предсказать неизвестные факты, явления и определить тенденции развития уже известных.

В истории формирования и развития науки можно выделить стадии, которые соответствуют различным методам построения знаний и формам прогнозирования результатов деятельности. 1. Преднаука (доклассический этап), где зарождаются элементы (предпосылки) науки (вплоть до XVI-XVII столетий). 2. Классическая наука (XVII-XIX вв.). Господствует объектный стиль мышления, стремление познать предмет сам по себе, безотносительно к условиям его изучения субъектом; 3. Неклассическая наука (первая половина XX в.); исходный пункт которой связан с разработкой квантовой теории. Отвергается объективизм классической науки, отбрасывается представление реальности как чего-то не зависящего от средств ее познания, субъективного фактора. 4. Постнеклассическая наука (вторая половина XX - начало XXI в.) – включенность субъективной деятельности в «тело знания». Каждая из названных стадий имеет свою парадигму (совокупность теоретико-методологических и иных установок – нормы и методы научного исследования, понятийный аппарат), свою картину мира, свои фундаментальные идеи.

Одна из первых попыток систематизации и классификации науки принадлежит Аристотелю. Все знание – а оно в античности совпадало с философией – в зависимости от сферы его применения он разделил на три группы: теоретическое, где познание ведется ради него самого; практическое, которое дает руководящие идеи для поведения человека; творческое, где познание осуществляется для достижения чего-либо прекрасного. На материалистической и диалектической основе проблему классификации наук решил Ф. Энгельс. В качестве главного критерия деления он взял формы движения материи в природе. Выделил различные процессы в неживой природе и биологическую форму движения. Отсюда следовало, что науки располагаются естественным образом в единый ряд – механика, физика, химия, биология, – подобно тому, как развиваются одна из другой сами формы движения материи, – высшие из низших, сложные из простых. А. Геттнер в 1930-х гг. предложил свою классификацию отраслей знания. Он различал три группы: 1. систематические (предметные), к которым относятся науки, изучающие вещественный состав и отношение исследуемых объектов друг к другу (минералогия, петрография, ботаника, зоология и т.д.); 2. исторические (хронологические, временные), которые охватывают весь мир явлений и подразделяются на историю Земли, или историческую геологию и историю культурного человечества. Для этих наук главное - изучение развития явлений во времени; 3. пространственные (астрономия и география) науки. Эти науки занимаются распределением объектов в пространстве, а потом уже их историей развития и вещественным составом.



Выделяют следующие критерии научности: верификация (опытная подтверждаемость); фальсификация (опровержение); критерий непротиворечивости; когерентность (системность); критерий эвристичности; критерий полезности; критерия простоты и др.

Между философией и естествознанием всегда существовала тесная взаимосвязь. Она восходит еще к античному периоду становления науки. Первичное знание о мире и человеке было не расчленено. Наука возникает как теоретическая система знаний о мире. Становление философии и конкретных естественных наук происходило более или менее одновременно и параллельно при постоянном взаимодействии друг с другом и непрерывном обмене концепциями.

Предмет естественных наук – различные формы движения материи в природе и их материальные носители (их взаимосвязи, внутренняя структура и генезис). Целями естественных наук являются: 1. выявление сущности явлений природы, их законов для предвидения или создания новых явлений; 2. раскрытие возможности использования на практике познанных законов, сил и веществ природы. В основе методов естественных наук лежит единство эмпирических и теоретических сторон.

Значительная часть современной культуры создана на основе науки, прежде всего достижений естествознания. Выделияют пять фундаментальных направлений естествознания: физика, химия, геология, биология и география. Эти дисциплины группируют следующим образом: 1. физико-химический цикл, изучающий наиболее общие свойства материи и ее видов (субстанций и веществ); 2. цикл наук о Земле, рассматривающий вопросы проявления общих свойств материи на Земле; 3. биологические науки, с этой точки зрения имеющие двойственную позицию: с одной стороны, они занимаются свойствами материи, а с другой - в рамках этих наук рассматривают и распределение жизни на Земле в пределах различных систем разного ранга (биогеоценозы - от самых малых до всей биосферы). Особое место занимает математика, которая по существу является достаточно универсальным языком для естественно-научных дисциплин.

На стыках базовых наук появились такие науки, как геофизика, астрофизика, биохимия, физическая химия, геохимия, метеорология, климатология, почвоведение.Структура естествознания иерархична. Будучи единой системой знания, оно состоит из определенного количества входящих в эту систему наук, которые в свою очередь состоят из еще более дробных отраслей знания. Природа едина, следовательно, множество естественных наук является континуумом, т.е. непрерывной совокупностью. Отдельные естественно-научные дисциплины организованы по правилам, аналогичным естествознанию в целом. Поэтому и естествознание, и его отдельные отрасли являются некоторой системой взглядов на всю природу и на ее части.

Взаимодействие естествознания и философии. 1. Воздействие философских принципов на процесс научного исследования осуществляется через методы, формы и концепции других методологических уровней (прежде всего через общенаучный). 2. Философия дает конкретным естественным наукам общие методологические принципы, которые функционируют в науке в виде универсальных норм, образующих в совокупности методологическую программу; 3. Философия разрабатывает наиболее общую картину мира, строит определенные универсальные модели реальности, сквозь призму которых ученый смотрит на свой предмет исследования.

Вопросы для самоконтроля

1. Раскройте понятие науки и ее статуса.

2. Расскажите о возникновении науки и основных этапах ее развития.

3. Роль научного сообщества в науке.

4. В чем суть проблемы демаркации науки?

5. Каковы специфические признаки науки, отличающие ее от других форм культуры?

6. В чем состоит отличие науки от философии?

7. Что такое естествознание и его отличия от других циклов наук?

8. Расскажите о современной классификации естественных наук.

9. Структура естественнонаучного знания.

10. Назовите уровни естественнонаучного познания.

11. В чём заключается процесс «антропологизации» современной культуры?

12. Каковы основные философские основания современного естествознания?

13. Где и почему наиболее тесно переплетаются философское и естественно-научное знания?

14. Рассмотрите связь между развитием естествознания и становлением техногенной цивилизации.

Глоссарий

Естествозна́ние – область науки, включающая совокупность естественных наук, взятых как целое...К естественным наукам относят разделы науки, отвечающие за изучение природных (естественных – от «естество», природа) явлений, в отличие от гуманитарных и социальных наук, изучающих человеческое общество.

Индетерминизм – это философское учение и методологическая позиция, которые отрицают либо объективность причинной связи, либо познавательную ценность причинного объяснения в науке.

Культура – совокупность внебиологических средств и механизмов человеческой деятельности, необходимых для адаптации к природной среде и для регуляции общественной жизни.

Мировоззрение – совокупность (система) взглядов, принципов, оценок и убеждений, определяющая отношение человека к окружающей действительности и способ ее духовно-практического освоения.

Наука – а) социальный институт: коллективная форма добычи, классификации, хранения и трансляции нового знания о природе; б) форма общественного сознания: освоение мира человеком при ведущей роли разума, через эксперимент и доказательство.

Объективное – то, что не зависит от воли и желания человека – субъекта действия (сравни: субъективное).

Парадигма – это признанные всеми научные достижения, которые определяют модели постановки научных проблем и способы их решения, являются источником методов, проблемных ситуаций, стандартов решения задач.

Позитивизм – философское направление, исходящее из тезиса о том, что все подлинное «положительное» (позитивное) знание может быть получено лишь как результат отдельных специальных наук или их синтетического объединения, а философия как особая наука, претендующая на самостоятельное исследование реальности, не имеет права на существование.

Синергетика – современная теория самоорганизующихся систем, основанная на принципах целостности мира, общности закономерностей развития всех уровней материальной и духовной организации; нелинейности и необратимости, глубинной взаимосвязи хаоса и порядка, случайности и необходимости.

Тестовые задания для самостоятельной подготовки

1. Признаки, отличающие естественнонаучные знания от гуманитарных:

а) однозначность и строгость языка;

б) эмпирическая проверяемость;

в) историчность;

г) неопровержимость;

д) объективность;

е) математичность;

ж) приблизительность;

з) метаморфичность.

2. Что изучает синергетика как новая междисциплинарная область знаний:

а) процессы управления и поддержания постоянства в системе;

б) процессы эволюции и самоорганизации системы;

в) процессы межсистемного взаимодействия;

г) вероятность возникновения флуктуаций и бифуркаций.

3. Принцип верификации – это:

а) система абстрактно-логических доказательств;

б) метод, применяемый в науке и философии при установлении истинности научных положений путем их эмпирической проверки;

в) установление научного факта с помощью эксперимента;

г) один из методов научно-теоретического уровня исследования.

4. В современной науке статус фундаментальности имеет:

А) химия;

Б) физика;

В) биология;

Г) геология.

5. Метод фальсификации для отделения научного знания от ненаучного предложил использовать:

а) Б. Рассел;

б) Р. Карнап;

в) К. Поппер;

г) И. Лакатос.

6. Чем отличается философия от науки? Ваши варианты ответов:

а) она не имеет четко обозначенного предмета исследования;

б) она не доказывает своих выводов;

в) она не изучает мир в частностях, ее интересует его целостность;

г) она не оперирует точными понятиями.

7. Укажите верное утверждение: Логические позитивисты видели основное назначение философии как теории познания:

а) в объяснении фактов;

б) в очищении науки от всех «метафизических фикций»;

в) в поиске предельных оснований знания;

г) в поиске истины.

8. Укажите правильное, на Ваш взгляд, суждение:

а) научные законы – порождения человеческого разума;

б) связи, научные законы придуманы, изобретены искусственно;

в) связи, научные законы существуют в самом объективном мире.

г) научные законы предписываются действительности самим человеком.

9. Лидирующее положение в системе наук занимают:

А) естественные;

Б) технические;

В) гуманитарные;

Г) общественные.

10. Структура естествознания не содержит:

А) физики;

Б) математики;

В) химии;

Г) биологии.

Рекомендуемая литература

Основная

1. Даннеман Ф. История естествознания. В 3-х кн. Пер. нем. /Под ред. М.Л. Левина, О.Ю. Шмидта. Изд 2-е. – М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ2, 2011.

2. История и философия науки (Философия науки): Учебное пособие /Бельская Е.Ю., Волкова Н.П., Иванов М.А. и др.: Под ред. Крянева Ю.В., Моториной Л.Е. – 2-е изд., перераб и доп. – М.: Альфа-М; ИНФРА-М, 2011. – 386 с.

3. Современные философские проблемы естественных, технических и социально-гуманитарных наук: Учебное пособие. / Под общ. ред. д-ра филос. наук, проф. В. В. Миронова. – М. : Гардарики, 2006. – 639 с.

4. Философия и естествознание. – М.: Идея-Пресс, «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2010. – 640 с.

Дополнительная

1. Алексеев В.Н., Скобун А.С. История общества и естествознания. Владивосток: Дальрыбвтуз, 2006. – 240 с.

2 Лебедев, Сергей Александрович. Философия науки: краткая энциклопедия (основные направления, концепции, категории). – М.: Академический Проект, 2008. – 692 с.

3. Налимов В.В. Облик науки. СПб. – М.: Центр гуманитарных инициатив, Изд-во МБА, 2010. – 326 с.

4. Наука глазами гуманитария / Отв. Ред. В.А. Лекторский. – М. : Прогресс-Традиция, 2005. – 688 с.

5. Наука о жизни и современная философия /Отв. ред. И.К. Лисеев. – М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2010. – 326.

8. Этос науки /РАН. ИФ, ИИЕТ. Отв. ред. Л.П. Киященко, Е.З. Мирская. – М.: Academia, 2008. – 272 с.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.