Сделай Сам Свою Работу на 5

Закономерности управления в социальной работе 1 глава





Социальная работа, как элемент социального управления и специфическая система, представляет собой весьма сложное образование с остатками советского прошлого и накопленного передового зарубежного опыта, к которому хотелось бы приближаться.

Одновременно постепенно формируются зачатки будущего, связанного с внедрением в социальную работу рыночных экономических и социальных отношений. Соотношение этих трех основных факторов представляет собой основу для развития теории и практики управления социальной работой с учетом формирования и обобщения научных закономерностей.

Социальная работа – это профессиональная деятельность, осуществляемая профессионально подготовленными специалистами и их помощниками, направленная на оказание индивидуальной помощи человеку, семье или группе лиц, попавших в трудную для них жизненную ситуацию, через консультирование, прямую натуральную или финансовую помощь, социальную реадаптацию, уход и обслуживание больных и одиноких, педагогическую и психологическую поддержку, ориентирующую нуждающихся в помощи на собственную активность по разрешению трудных ситуаций.



Отметим, что многие объективные законы и закономерности управления социальной работой в современных российских условиях пока неизвестны. Первая попытка обобщить научные закономерности управления социальным учреждением предпринята Д.В. Зайцевым (Зайцев, с. 135) и может служить отправным пунктом их дальнейшего развития.

Основные закономерности управление социальной работой как обобщение отечественного и зарубежного опыта (Табл. 6.1) связаны с особенностями структуры социальных потребностей граждан (населения), возможностей социальной инфраструктуры и способностью руководства социальных служб (учреждений) повысить эффективность использования сил и средств.

Таблица 6.1.

Закономерности управления в социальной работе

Закономерности Условия Практические рекомендации
1. Наличие внутренних противоречий в социальной работе.   2. Зависимость от уровня социально-эконо-мического развития общества. 3. Маркетинговый подход к управлению социальной работой.   4. Рациональное сочетание бесплатных и платных социальных услуг. 5. Учет общественного мнения о качестве социальных услуг.   6. Распределение функций и степени ответственности.   7. Сочетание единоначалия и коллегиальности в управлении. 8. Комплексность управляющих воздействий.     9. Доверие к подчиненным при умеренном контроле. 10. Опора на «положительное». Несоответствие социальных потребностей граждан (населения) реальным возможностям инфраструктуры. Постепенное улучшение социальных стандартов социальной защиты и качества жизни населения. Предварительное обследова-ние социальных потребностей и состояния нуждающихся в социальных услугах. Учет материального положения клиентов из обеспеченных слоев населения.   Обновление оснащения социальных учреждений, уровень межведомственного взаимодействия. Создание иерархической структуры управления и документирование функций (должностных обязанностей). Коллегиальная выработка вариантов решений с участием руководителей подразделений.   Представление руководителем интересов трудового коллектива, получателей социальных услуг, общества и государства.   Особенности психолого-эмоционального напряжения при оказании социальных услуг. Формирование сплоченного коллектива на основе проявления терпимости, уважения и взаимопомощи. Управленческий выбор лучшего (оптимального) варианта решения.   Нежелательность прямого копирования опыта развитых стран мира.   Выработка очередности предоставления социальной помощи и поддержки.   Эффективное использова-ние ресурсов без ущерба для основной деятельности.   Внедрение современных технологий, рост качества социальных услуг и руководства. Разграничение функций органов управления в социальной работе.   Принятие решения руководителем, его личная ответственность за результаты деятельности. Выполнение руководителем ролей педагога, воспитателя, методиста, координатора, дипломата и арбитра. Женский стиль руководства: доброта, строгость, мягкость и воля. Умножение способностей сотрудников, помощь в работе, внушение и убеждение, личный пример руководителя.

Каждая из выявленных закономерностей может служить рекомендацией органам управления социальной работой, которые подлежат анализу и внедрению с учетом особенностей конкретных условий, наличия и возможностей сил и средств.





Во-первых, несомненно, действует наличие внутренних противоречий в социальной работе, так как социальные потребности граждан (населения) постоянно превышают возможности социальной инфраструктуры, развитие которой определяется темпами социально-экономического развития.

Во-первых, несомненно, действует наличие внутренних противоречий в социальной работе, так как социальные потребности граждан (населения) постоянно превышают возможности социальной инфраструктуры, развитие которой определяется темпами социально-экономического развития.

В условиях дефицита материально-технических и финансовых ресурсов, выделяемых на социальные нужды, от руководства социальной работой требуется осуществлять управленческий выбор лучшего (оптимального) варианта решения для удовлетворения первоочередных и наиболее общественно значимых социальных потребностей.

В целях достижения поставленных целей в социальной работе в соответствии с провозглашенной социальной политикой руководство социальных служб (учреждений) вынуждено также проявлять активность в поиске дополнительных источников ресурсов на социальные нужды.

Во-вторых, проявляется зависимость социальной работы от уровня социально-экономического развития общества. Установленные в настоящее время стандарты социальной защиты и качества жизни российского населения пока весьма далеки от международных норм, но их постепенное улучшение вполне закономерно в соответствии с результатами развития общества.

Однако прямое копирование опыта экономически развитых стран мира, каким бы привлекательным он ни был, нежелательно в виду того, что при дефиците ресурсов провозгласить желаемое несложно, а реальность может показать жестокую правду, Поэтому при управлении социальной работой необходимо следовать закономерности «лучше горькая правда, чем сладкая ложь».

В-третьих, рыночные отношения побуждают к применению маркетингового подхода к управлению социальной работой, когда перед принятием управленческого решения проводится предварительное обследование реальных социальных потребностей и состояния каждого конкретного нуждающегося в социальных услугах. В действительности это непросто и нередко применяются ссылки на вмешательство в «личную жизнь» человека.

Однако социальное расслоение российского общества стало общеизвестным фактом, поэтому при принятии управленческого решения объективно необходима выработка очередности предоставления социальной помощи и поддержки с учетом того, что социальные льготы готовы получать те, кто в них фактически не нуждается.

В-четвертых, международная и отечественная рыночная практика свидетельствуют о закономерности рационального сочетания бесплатных и платных социальных услуг различным категориям населения. Учет материального положения клиентов из обеспеченных слоев населения и оказание им платных социальных услуг более высокого качества в определенной мере соответствует их желаниям.

Вместе с тем, получаемые дополнительные доходы социальными учреждениями без права получения прибыли и без ущерба для основной деятельности могут расходоваться на улучшение оснащения и оплату труда персонала, что может способствовать росту эффективности управления социальной работой. Неполная загрузка оборудования и неполная занятость персонала в социальной работе могут быть компенсированы платными социальными услугами, так как это уже широко реализовано в учреждениях здравоохранения и образования.

В социальной работе применение платных социальных услуг пока только начинается, известен лишь положительный опыт создания частных домов для престарелых людей, и детских домов семейного типа с возмещением расходов государством (муниципалитетом) по нормативам для бюджетных учреждений.

В-пятых, публичный характер социальной работы обусловил закономерность учета общественного мнения о качестве социальной защиты как одного из показателей качества жизни населения. При этом оценивается не только обновление оснащения социальных учреждений, но и уровень межведомственного взаимодействия руководства социальных служб (учреждений).

Задачами управления социальной работой становятся внедрение современных социальных технологий, рост качества социальных услуг на основе профессионализма руководства социальных служб (учреждений) по организации делового взаимодействия с другими ведомствами и рационального использования выделяемых ресурсов на социальные нужды.

В-шестых, закономерным условием высокого качества управления социальной работой является четкое распределение функций и степени ответственности за участки работ. Для этого создается иерархическая система управления социальной работой документированием функций подразделений и должностных обязанностей.

Разграничение функций органов управления в социальной работе обусловлено широким спектром должностных обязанностей руководителя и не менее трудоемкой работой по текущему регулированию деятельности социальных учреждений. При этом за руководителей остаются принципиальные вопросы распределения ресурсов и поиска дополнительных источников финансирования, а также организации межведомственного взаимодействия.

В-седьмых, эффективность управления социальной работой оценивается как степенью рациональности использования материально-технических, человеческих и финансовых ресурсов, а также ответственностью за результаты деятельности. Накопленный опыт управления свидетельствует о необходимости и закономерности сочетания единоначалия и коллегиальности в управлении.

На первый взгляд в таком сочетании видится противоречие, однако разумное сочетание позволяет находить наилучшие варианты организации социальной работы за счет коллегиальности при выработке решения с привлечением руководителей подразделений и опытных специалистов. С другой стороны функция выбора и принятия единственного решения из всех предлагаемых вариантов принадлежит руководителю социального учреждения с единоличной ответственностью за результаты деятельности.

В-восьмых, закономерностью управления социальной работой следует признать множество ролей руководителя социального учреждения, который не только управляющий, но одновременно призван представлять интересы своего трудового коллектива, получателей социальных услуг, общества и государства.

Множественность ролей руководителя исходит из необходимости подбора компетентных работников, их обучения и воспитания в роли педагога, методиста по применению современных социальных технологий, дипломата при взаимодействии с органами власти, координатора при межведомственном взаимодействии с другими организациями, арбитра при разрешении конфликтных ситуаций.

В-девятых, закономерным следует признать особый социально-психологический климат в социальных учреждениях, основанный на доверии к подчиненным при умеренном административном контроле. Истоками доверия выступают жертвенный характер работников при выполнении социальной работы с людьми, попавшими в трудную жизненную ситуацию, высокий уровень психолого-эмоциональной нагрузки при достаточно умеренной оплате труда. В социальных учреждениях России работают фактически 80 % женщин.

Соответственно и руководителями социальных учреждений, чаще всего, являются женщины, что можно считать закономерным, учитывая специфику нуждающихся в социальных услугах (дети, женщины, пенсионеры, старики, инвалиды). Женский стиль руководства понимается как сочетание доброты и строгости, деловитости и спокойствия, требовательности, мягкости и воли.

В-десятых, специфика управления социальной работой отражается на закономерности применения опоры на «положительное». Формирование сплоченного трудового коллектива (команды) возможно на основе проявления терпимости к другим людям, уважения, взаимопомощи, учета уровня образования профессиональных умений, типа темперамента и психологических черт.

Умножение способностей совместно работающих сотрудников, их стремление оказывать помощь в работе, должны дополняться применением руководителем рациональных способов влияния на подчиненных, включая внушение и убеждение, личный пример руководителя.

Вопросы для проверки уровня знаний:

1. Соотношение экологических, социальных и технических систем.

2. Содержание школы научного управления.

3. Положения административной школы управления.

4. Сущность школы человеческих отношений.

5. Школа поведенческих наук.

6. Ситуационный подход в управлении.

7. Системный подход в управлении организацией.

8. Человеческие ресурсы организации.

9. Основные факторы влияния на управление.

10. Закономерности управления в социальной работе.


Раздел 3. Организация как институт в системе социальной работы

Глава 7. Структура и состав социальной организации

7.1. Эволюция условий труда человека

Материальные и духовные ценности создаются человеком в процессе индивидуального или коллективного труда. Социальная работа как вид деятельности также осуществляется путем сочетания индивидуального и коллективного труда.

В сфере социальной работы трудятся отдельные сотрудники – социальные работники, обладающими профессиональными знаниями и опытом, а также стремлением оказать необходимую помощь человеку или группе лиц в ситуации, когда они самостоятельно разрешить жизненные проблемы не в состоянии.

Чаще всего работники специализируются на выполнении определенных, четко очерченных функций, в то же время вынуждены объединять свои индивидуальные усилия с другими профессионалами в целях получения законченного результата труда и достижения синергетического эффекта. Взаимодействие в социальной работе способствует дополнению профессиональных знаний, умений и навыков, а также завершенности результатов процесса совместного труда.

Разделение и специализация труда сложились исторически в виду ограниченной возможности человека в одинаковой степени профессионально выполнять различные трудовые функции. Поэтому первичными сферами специализации труда человека стали земледелие, охота, рыболовство, животноводство. В последующем по мере усложнения производства разделение труда стало применяться практически во всех сферах деятельности человека.

Тем не менее, до настоящего времени эффективно применяется индивидуальный труд при следующих основных условиях:

труд имеет творческий характер, обычно связанный с созданием уникального товара, пользующегося общественным спросом;

человек обладает необходимыми индивидуальными природными способностями, позволяющими самостоятельно завершить процесс труда;

обеспечивается высокая энерговооруженность работника, что освобождает его от выполнения вспомогательных операций, которые реализуются автоматизированными системами;

результат (продукт) труда принадлежит лично работнику на правах собственности (чаще всего интеллектуальной собственности);

достигаются минимальные накладные расходы, что позволяет получать высокую эффективность интеллектуального (творческого) труда.

Коллективный труд в большинстве случаев экономически целесообразен из-за следующих основных преимуществ:

реализуется массовое производство стандартной продукции или услуг требуемого качества по доступной для потребителей цене;

снижаются требования к природным способностям отдельного работника в виду разделения и специализации труда;

достигается высокая производительность труда за счет освоения совершенных навыков выполнения отдельных трудовых операций.

Вместе с тем, коллективный характер общественного труда обусловил необходимость социальных отношений для координации усилий соисполнителей, выполнения организаторских и управленческих функций в организации как трудовом коллективе.

Социальные отношение возникают там, где проявляются общие интересы отдельных людей, групп или трудовых коллективов. Энергетическая эволюция труда и социальных отношений (Табл.7.1) свидетельствует о пяти основных этапах развития общества с соответствующими изменениями многих параметров организации как системы.

1. Тяжелый физический труд с использованием мускульной энергии и простейших инструментов, который настолько непривлекательный и малопроизводительный, что активизировать трудовые усилия участника принудительного труда возможно только путем физического принуждения с использованием средств угрозы свободы или жизни.

Таблица 7.1.

Энергетическая теория эволюции труда и социальных отношений

Труд Энергия Способ активизации Объект воздействия Средство воздействия Общество
1. Тяжелый физический. Мускуль-ная. Физическое принуждение. Невольник. Свобода, жизнь. Авторитарное.
2. Легкий физический. Нервная. Экономическое принуждение. Рабочая сила. Голод. Доиндустри- альное.
3. Простой умственный. Логи-ческая. Экономическая заинтересо- ванность. Наемный работник. Достойный уровень жизни. Капиталисти- ческое.
4. Сложный умственный. Интеллек- туальная. Внешняя мотивация. Персонал организации. Само- реализация. Постиндуст-риальное.
5. Твор-ческий.   Духовная. Внутреннее побуждение. Человеческие ресурсы. Высокое качество жизни. Информаци-онное или будущего.

 

Авторитарное общество широко использует физическое принуждение к труду, характеризуется высоким уровнем социальной конфликтности и малой чувствительностью к внедрению достижений научно-технического прогресса, поэтому практически всегда обречено на нестабильность и последующий социальный взрыв.

В современной России работы с применением тяжелого физического труда и за весьма скромную оплату готовы выполнять лишь мигранты из ближнего зарубежья, так называемые «гастарбайтеры». Социальные работники при обслуживании нуждающихся одиноких пенсионеров и инвалидов на дому также вынуждены выполнять нелегкий физический труд. Для этого при значительном удалении обслуживаемых людей им должны предоставляться транспортные средства, а при их отсутствии оплачиваться расходы на горючее при использовании личных автомашин.

2. Легкий физический труд с использованием несложного оборудования и логической энергии также недостаточно производителен, поэтому успешно активизировать усилия неквалифицированной рабочей силы возможно только экономическим принуждением к труду угрозой голода.

Доиндустриальное общество может активно приобщиться к социальному прогрессу, освободив природную энергию людей труда и их способности. Не случайно в цивилизованном обществе принудительный труд запрещен и в соответствии с законодательством может применяться ограниченно лишь в исключительных случаях при стихийных бедствиях или по решению суда.

Одновременно такое общество предоставляет человеку труда минимальные социальные гарантии, что тормозит развитие и воспроизводство квалифицированных трудовых ресурсов. В социальной работе при выполнении функций, связанных с большими физическими, эмоциональными и психологическими нагрузками, руководство стремится компенсировать социальным работникам скромную оплату труда полным комплектом социальных гарантий с применением психологической разгрузки и выдачи льготных путевок в дома отдыха или санатории.

3. Простой умственный труд с использованием подручного оборудования и логической энергии является настолько производительным, что результатов труда достаточно для получения прибыли работодателем и высокой оплаты труда участников трудового процесса. Поэтому активизация трудовых усилий наемных работников может успешно реализовываться путем их экономической заинтересованности в достижении высокого уровня жизни.

Капиталистическое общество основано на свободных рыночных отношениях, которые исторически оказались непревзойденными по уровню производительности труда в условиях высоких темпов научно-технического прогресса. Однако темпы его экономического развития и социальная стабильность во многом определяются оптимальной степенью регулирования социально-трудовых отношений для компромисса интересов работодателей и наемных работников (достижения социального согласия).

В сфере социальной работы широко применяется социальное партнерство работодателей и наемных работников путем их активного объединения в профсоюзы, участия в управлении и создания сплоченных трудовых коллективов, что в определенной мере также компенсирует недостаточно высокий уровень оплаты труда.

4. Сложный умственный труд с использованием высокопроизводительного оборудования и интеллектуальной энергии приводит к уменьшению доли живого труда в получаемой продукции, работах и услугах. Высокая производительность труда квалифицированного персонала, заинтересованного в самореализации своего потенциала, активизируется с помощью внешней мотивации как комплекса материальных и моральных стимулов.

Постиндустриальное общество в настоящее время уже создано в экономически развитых странах, которые стремятся к углублению процесса глобализации рынка. Сущность процесса глобализации рынка сводится к международному разделению труда и получению односторонних преимуществ тех стран, которые первыми освоили высокие технологии в производстве.

Так, вывоз дешевого сырья из развивающихся стран, производство высокотехнологических комплектующих изделий в нескольких экономически развитых странах, простейшая (отверточная) сборка конечной продукции в странах с дешевой рабочей силой позволяет заполнить прилавки всех стран сравнительно дешевой и качественной готовой продукцией. При этом основная часть прибыли остается в экономически развитых странах, а разрыв между развитыми и развивающимися странами все более увеличивается. Существенно различается и уровень социальных гарантий человеку труда, развитость социальной сферы, общественная стабильность.

Руководство страны в последние годы принимает активные меры по переводу с сырьевой направленности развития к внедрению высоких технологий в производство и социальную сферу. В области социальной работы данное направление может также быть реализовано за счет оснащения социальных учреждений новейшим профилактическим и диагностическим оборудованием, повышением профессионализма специалистов в сфере предупреждения социальных аномалий и реабилитации людей, попавших в трудную жизненную ситуацию.

5. Творческий труд с использованием духовной энергии (например, создание шедевров в науке, культуре, искусстве, строительстве) основан на внутреннем побуждении специалистов высочайшей квалификации - человеческих ресурсов, готовых вкладывать свой индивидуальный потенциал в общественно значимое производство в целях достижения высокого качества жизни всего населения.

Движение к информационному обществу (обществу будущего) только начинается и связано с необходимостью и целесообразностью вложения финансовых средств в развитие каждой личности, наращивание природных способностей человека, которые со временем становятся человеческим капиталом. Существенная роль в процессе формирования человеческого капитала принадлежит организациям социальной сферы, включая системы образования, здравоохранения, жилищно-коммунальную сферу, науку и культуру.

В социальной работе также происходят существенные качественные изменения на технологическом уровне, к примеру, подготовке профессионалов по замедлению старения организма (геронтологические центры), привитию здорового образа жизни (группы здоровья для пожилых людей), реабилитации нарушений здоровья (реабилитационные центры), где требуются специалисты самой высокой квалификации и духовности.

Особенности условий труда персонала в сфере социальной работы обусловили специфику отбора кандидатов в трудовой коллектив, когда нравственным началом трудовой деятельности в сфере социальной работы служит чувство гражданского долга и способность к жертвенности.

Условия труда в сфере социальной работы обладают своими особенностями: индивидуальный подход к каждому нуждающемуся и самостоятельность в выборе той или иной социальной технологии; умеренный административный контроль; здоровый морально-психологический климат в трудовом коллективе. Таким требования в большей мере соответствует характер женщины, что определяет формирование в социальной работе преимущественно женских трудовых коллективов и привлечение к выполнению социальных услуг добровольцев – волонтеров.

Существуют пять основных условий успешной трудовой деятельности (Генк, с. 8-15), которые характеризуют уровень цивилизованности общества:

предмет труда - вид деятельности, востребованный в данное время и конкретными потребителями;

средства труда - техника, оборудование, здания, сооружения, требуемые для обеспечения трудового процесса;

технология - способ эффективного преобразования ресурсов в продукцию, работы или услуги;

организация труда – организаторская и управленческая деятельность, определяющая производительности труда персонала, качество продукции, работ и услуг;

профессиональные трудовые усилия – качества, соответствующие уровню техники, технологии и требованиям конкурентного рынка.

Наличие этих основных и некоторых других условий трудовой деятельности позволяют сформировать временный или постоянный трудовой коллектив, определить его внутреннюю структуру и требуемый потенциал для качественного удовлетворения социальных потребностей.

 

7.2. Структура и потенциал социальной организации

Успешная деятельность трудового коллектива возможна при наличии общественно необходимой цели, достаточного ресурсного потенциала для ее достижения и устойчивых социальных отношений между участниками коллективного труда.

Общественно необходимая цель деятельности - это сознательный и целенаправленный желаемый результат отдельного индивида или группы людей (трудового коллектива) в интересах создания материальных или духовных ценностей, удовлетворяющих определенные личные или общественные потребности.

Ресурсный потенциал трудового коллектива составляют уровень компетентности руководителя (управляющих), профессионализм исполнителей, системы ценностей, степень материально-технического оснащения труда и качество взаимодействия с внешней средой.

Социальные отношения охватывают структуру (конфигурацию связей), деятельность (распределение функций) и сознательное поведение (социальные взаимоотношения). Совокупность структурных, функциональных и поведенческих факторов служит основанием для формирования устойчивых социальных образований.

Вначале в период промышленной революции в Англии (Яц, с. 9) социальные образования носили название коммунистические колонии (общины), которые были созданы в Нью-Ленарке (Шотландия) и Новой Гармонии (США). Их отличали порядок и дисциплина, а также проявление солидарности и братства. Жесткая регламентация деятельности и поведения, укрепление морали во взаимоотношениях позволили существенно повысить производительность общественного труда.

Социальные эксперименты позволили собрать богатый эмпирический материал и выявили необходимость создания основ организационной науки в условиях создания крупных компаний, руководить которыми из одного центра стало практически невозможным. Поэтому в конце ХХ - начале ХХ века были созданы теоретические основы построения общности как самоорганизующейся социальной системы (Миль, с. 31), а также научные закономерности коллективного труда.

Наиболее распространенным видом социальных систем, которые формируются и сознательно создаются людьми в процессе своей жизнедеятельности, являются организации. Организация (от лат. organize – сообщаю стройный вид, устраиваю) – это разновидность социальных систем, объединение людей, совместно реализующих некоторую общую цель и действующих на основе определенных принципов и правил.

Организация это элемент общественной системы, самая распространенная форма человеческой общности, она является первичной ячейкой социума. Организация не может существовать без общества и общество не может существовать без организаций, которые оно создает ради своего существования.

Но, являясь самостоятельной подсистемой общества, организация имеет свои характеристики, интересы, ценности, предлагает обществу продукты своей деятельности, свои услуги, предъявляет обществу определенные требования.

В основе формирования организации находятся ее предназначение, специфика выполняемых функций в интересах общества или определенной группы людей, профессиональная принадлежность сотрудников. Следовательно, системообразующим фактором организации являются люди, имеющие соответствующие профессии для выполнения специфического труда.

В системе социальной работы также формируются организации как социальные институты для выполнения специфических общественных функций в целях получения целостного конечного продукта в виде качественной социальной поддержки, социальной помощи, оказания определенной социальной услуги или комплексного социального обслуживания нуждающихся.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.