Сделай Сам Свою Работу на 5

Укрепление земляного полотна и водоотводных сооружений





7.7.1 Типы укрепления откосов земляного по­лотна и водоотводных сооружений должны соответ­ствовать условиям работы укрепляемых соору­жений, учитывать свойства грунтов, особенности погодно-климатических факторов, конструктивные осо­беннос­ти земляного полотна, обеспечивать воз­мож­ность ме­ханизации работ и минимум приве­ден­ных затрат на строительство и эксплуатацию. При выборе вида ук­репления следует разрабатывать варианты и учиты­вать условия и время произ­водства работ по соору­жению земляного полотна и его укреплению.

Подтопляемые откосы насыпей следует за­щи­­­щать от волнового воздействия соот­вет­ствую­щи­ми типами укреплений в зависимости от гидро­ло­ги­чес­­кого режима реки или водоема.

При соответствующем технико-эконо­ми­чес­ком обосновании вместо укреплений допус­кает­ся приме­нять уположение откосов (пляжный откос). Крутизну устой­чи­во­го к водному воз­дейс­твию откоса следует определять рас­че­том в зави­симости от гидрологи­ческих и кли­мати­ческих условий и вида грунта насы­пи. Ориенти­ровочно крутизну пляжного откоса допус­кается принимать по табл. 7.7.1.



 

Т а б л и ц а 7.7.1 - Ориентировочная крутизна пляжного откоса

 

Грунт откоса Крутизна откоса при высоте волны без набега, м
0,1 0,2 0,3 0,4 0,5 0,6
Песок мелкий 1:5 1:7,5 1:10 1:15 1:20 1:25
Супесь легкая 1:4 1:7 1:10 1:15 1:20 1:20
Суглинок, глина 1:3 1:5 1:7,5 1:10 1:15 1:15

 

7.7.2 Для укрепления откосов при соответ­ствую­щем технико-экономическом обос­новании реко­мендуется использовать геосинтетические ма­те­­риалы, которые выполняют роль:

- пок­рытия, защищающего откос от водной и вет­ровой эрозии, улучшающего развитие травяного покрова и армирующего дернину;

- ограждения, ограничивающего деформации грун­та в поверхностной зоне откоса;

- обратного фильтра в местах укрепления под­топленных откосов сборными эле­ментами или ка­менной наброской.

Для улучшения развития травяного покрова исполь­зуют геотекстиль­ный материал с семенами трав.

На геотекстильном полотне, выходящем на по­верхность, необходимо устраивать защитное покры­тие пу­тем обработки органическим вяжущим (битум­ной эмуль­сией) с расходом 0,5 - 1,0 кг/м2. При необ­хо­димости существенного повышения жест­кости и умень­шения водопроницаемости гео­тек­стильного покрытия в креплениях водоот­водных сооружений необходимо предусматривать двух-, трехразовую обработку гео­тек­стиль­ного по­лот­­на вяжущим с по­сыпкой песком.



7.7.3 Защитные и удерживающие соо­ру­жения, применяемые при возведении земля­ного полотна сле­дует проектировать индии­ви­дуально на основе спе­циаль­­ных нормативных документов. При этом необ­хо­ди­мо учитывать условия их строительства и эксплуатации.


Дорожная одежда

 

Общие требования

8.1 Дорожная одежда должна соот­веет­ство­вать общим требованиям, предъявляемым к дороге, как транспортному сооружению, выпол­не­ние которых обеспечивается выбором надле­жа­щей конструкции дорож­ной одежды, ее сопря­жения с обочинами и разделительной полосой, созданием ровного и шероховатого покрытия проезжей части, укреп­лением обочин и т.д.

8.2 Конструкцию дорожной одежды и вид покры­тия следует принимать исходя из транспорт­но-экс­плуатационных требований и категории проек­тируе­мой дороги с учетом интенсивности и сос­­тава движения, климатических и грунтово-гид­ро­­ло­ги­ческих условий, санитарно-гигие­ни­чес­ких тре­бований, а также обеспеченности райо­на строи­­тельства дороги местными строительными материалами.

8.3 Дорожная одежда является, как правило, мно­гослойной конструкцией, где верхний слой (покрытие) располагается над слоями основания, пред­наз­наченными для передачи нагрузки от транспортных средств на грунт рабочего слоя земляного полотна, а также выполнения, в зави­си­мос­ти от местных условий, дополнительных функций - морозо­защитных, тепло­изо­ля­ционных, дренирующих и др.



По условиям работы при воздействии наг­рузок от автотранспорт­ных средств и кли­мати­чес­ких факторов дорожные одежды подраз­де­ляют­ся на жесткие и нежесткие.

Типы дорожных одежд, основные виды покры­тий, устраиваемые на дорогах различных ка­тегорий, и область их применения приведены в таблице 8.1.

8.4 Общая толщина дорожной одежды и толщи­ны отдельных слоев должны обеспечивать проч­ность и морозоустойчивость всей конс­трукции.

8.5Расчет дорожных одежд на прочность сле­дует производить на принятую расчетную нагрузку исхо­дя из перспективной интен­сив­ности движения и состава транспортного потока на момент завершения межремонтного срока службы дорожной одежды с соблю­дением требований соответствующих норматив­ных правовых актов по назначению конструкций и рас­чету дорожных одежд, а также назначению межре­монт­ных сроков службы дорожных одежд. При этом разно­тип­ные автомобили в перс­пективном составе транс­порт­ного потока следует привести к эквивалентному по воз­дей­­ствию на дорожную одежду количеству расчет­ных автомобилей с учетом количества полос движения на проезжей части и уровня их загрузки движением.

Дорожная одежда многополосных авто­мо­биль­­ных дорог проектируется на одну и ту же рас­чет­ную нагрузку независимо от коли­чества полос движения и их порядкового номера.

 

Жесткие дорожные одежды

8.1.1 Жесткая дорожная одежда обладает спо­собностью распределять нагрузку от авто­мобиля на большую площадь основания или рабо­чего слоя земляного полотна и хорошо сопро­тивляется растя­ги­ваю­щим напряжениям, возникающим при прогибе дорож­ной одежды под колесом автомобиля. К жестким следует относить дорожные одежды, имеющие:

- цементобетонные монолитные покрытия на различных видах основания;

- асфальтобетонные покрытия на осно­ва­ниях из цементобетона;

- сборные покрытия из предварительно напря­жен­ного железобетона, железобетона, армо­бетона на различных видах основания.

Конструируирование и рас­чет жесткой дорожной одежды следует осуществлять с соблюдением требо­ваниий соот­ветствующих нормативных правовых актов.

8.1.2 Толщину бетонных покрытий следует наз­начать по расчету с учетом типа основания, но не менее приведенной в табл. 8.1.1.



 

Т а б л и ц а 8.1 - Основные типы дорожных одежд и видов покрытий по категории дорог.

 

Типы дорожных одежд Основные виды покрытий Категории дорог
Капитальные Цементобетонные монолитные, в т.ч. армированные, железобетонные или армобетонные сборные из предварительно напряженного железобетона, железобетона, армобетона, асфальтобетонные (из горячих асфальтобетонных смесей) I-III  
Облегченные Асфальтобетонные (из горячих и холодных асфальтобетонных смесей) III, IV
Из органоминеральных смесей с жидкими органическими вяжущими, жидкими органическими вяжущими совместно с минеральными; с вязкими, в т.ч. эмуль­гированными ор­ганическими вяжущими; с эмульгированными органичес­кими вяжущими совместно с минеральными; из каменных материалов, обрабо­танных битумом по способу смешения на дороге или методами пропитки; каменные материалы, обработанные органическими вяжущими, в т.ч. отходами промышленности; из каменных материалов, обработанных неорганическими вяжущими; черного щебня, приготовленного в установке и уложенного по спо­собу заклинки; из пористой и высокопористой асфальтобетонной смеси с поверхностной обработкой; из прочного щебня с двойной поверхностной обработкой IV, V
Переходные Из щебня прочных пород, устроенных по способу заклинки без применения вяжущих материалов; из грунтов и малопрочных каменных материалов, укрепленных органическими, неорганическими или комплексными вяжущими; булыжного и колотого камня (мостовые) IV, V и на первой стадии двухстадийного строительства дорог III категории
Низшие Из щебеночно-гравийно-песчаных смесей; малопрочных каменных материалов и шлаков; грунтов, укрепленных или улучшенных различными местными материалами V

 

 


 

Т а б л и ц а 8.1.1 - Минимальная толщина бетонных покрытий

 

Основание Минимальная толщина, см, покрытия при интенсивности движения расчетной нагрузки, ед/сут на полосу
более 2000 1000-2000 500-1000 100-500 менее 100**
Бетонное (мелкозернистый бетон, шлакобетон) 18(16) 18*(16) 15*
Из материалов, укрепленных неорганическими вяжущими 18(16) 18*(16) 15*
Из щебня, гравия, шлака - 20(18) 18*(16) 16*
Из песка, песчано-гравийной смеси - - 20(18) 18(16)
* Толщина основания в этих случаях может быть на см меньше указанной в п. 2.3. ** Сооружаются при соответствующем технико-экономи-ческом обосновании. Примечания 1. В скобках приведена толщина покрытия для облегченных условий движения. 2. Если в поперечных швах штыри не приме­няются, толщину покрытия увеличивают на 2 см.

8.1.3 Для повышения продольной сов­мест­ной ра­боты плит, увеличения динамической устой­чи­вос­ти осно­ва­ния и повышения транспортно-экс­плуа­тацион-ных ка­честв рекомендуется попереч­ные швы ус­траи­вать наклон­ны­ми в плане или в виде «елочки» с ук­ло­ном к пер­пен­ди­ку­ляру 1:10. Количество штырей в про­доль­ном шве рас­счи­­­ты­вают с учетом массы соседних плит без штырей в продольном шве.

Допускается назначать длину плит в зави­си­мос­ти от толщины покрытия и с учетом климата сог­лас­­но табл. 8.1.2.

8.1.4 На автомобильных дорогах I-IV кате­горий покрытия из сборных железобетонных плит следует предусматривать в сложных природных усло­виях или при высоких насыпях, где трудно обеспечить ста­бильность земляного полотна.

8.1.5 Для обеспечения трещиностойкости ас­фаль­то­­­бетонного покрытия при интенсивности дви­жения бо­лее 10 000 прив. ед/сут толщину бетонных оснований и ас­­­фальтобетонных покрытий следует назначать расчетом.

 


 

Т а б л и ц а 8.1.2 - Длина плит по климатическим условиям

 

Климат Длина плиты, м, при толщине покрытия, см
Умеренный 4,5-5 5-6 5-6 5,5-7
Континен­тальный 3,5-4 4-5 4-5 4,5-6
Примечание - Континентальный климат харак­теризуется разницей между максимальной и минимальной температурой воздуха за сутки более 12 0С при повторяе­мости более 50 раз в год.

 

8.1.6 В основаниях из бетона класса В 12,5 и выше необходимо предусматривать продольные и поперечные швы сжатия и расширения.

8.1.7 Конструкции дорожных одежд со сбор­ным покрытием из железобетонных и армо­бетон­ных плит допускается принимать на основе технико­-экономи­ческих обоснований в районах со сложными инже­нерно-геологическими, гидрогеоло­ги­чес­кими и кли­матическими условиями, где отсутствуют местные дорожно-строительные мате­риалы пригодные для устройства равнопрочных покрытий другого вида.

8.1.8 Плиты сборного покрытия следует при­ни­­мать по типовым проектам или проектировать по ус­ловиям прочности и трещиностойкости на дей­ствие колесной нагрузки и собственного веса плит при подъеме их за монтажные устройства, а также при укладке в штабеля и на транспортные средства.

8.1.9 На дорогах IV категории под сборным пок­рытием, укладываемым на песчаное основание, це­­лесообразно предусматривать прослойки из гео­текс­­тильного материала на всю ширину покрытия с запа­сом по 0,5 м с каждой стороны и вы­пус­ками шириной 0,75 м от поперечных швов покрытия на откосы.

В случае устройства покрытий из плит ши­риной свыше 1,5 м допускается устройство прослоек в виде полос шириной не менее 0,75 м под швами и кромка­ми покрытия.

При технико-экономическом обосновании можно предусматривать аналогичную конструкцию и на до­рогах III категории.

8.1.10 На дорогах I-III категорий с насыпями из скальных грунтов высотой более 3 м, насыпями на болотах при частичном выторфовывании высотой бо­лее 5 м из любых грунтов, у путепроводов через же­лез­ные дороги в пределах до 200 м независимо от высоты насыпи, а также на участках дорог индиви­дуального проектирования, где ожидаются неравно­мерные осад­ки земляного полотна, рекомендуется устраивать це­менто­бетонные покрытия, армирован­ные сетками.

8.1.11 Расчет толщины монолитного цементо­бетонного покрытия следует производить с учетом величины и повторяемости суммарных напряжений от нагрузок автомобилей и температуры.

8.1.12 Расчет толщины основания жестких до­рожных одежд с монолитными и сборными покры­тия­ми следует производить по условию пре­дель­ного равновесия при сдвиге в каждом слое дорожной одежды и земляного полотна. На дорогах III и IV ка­тегорий может допускаться работа жесткой дорожкой одежды за пределом упругости, в этом случае расчет толщины основания по условию предельного равно­весия при сдвиге не требуется.

Толщину основания следует рассчитывать исхо­дя из условия прочности раздельно для периодов стро­ительства дорожной одежды (с целью использо­вания основания для движения построечного транс­порта) и эксплуатации автомобильной дороги. По ре­зультатам расчета принимают большую толщину ос­нования.

8.1.13 Расчет асфальтобетонных покрытий на бетонных основаниях следует производить по двум условиям;

- трещиностойкости асфальтобетонного по­кры­тия в наиболее холодный месяц зимы;

- прочности - предельной сопротивляемости по­к­ры­тия и основания воздействию многократно повто­ряю­щих­ся нагрузок от автотранспортных средств. Ас­фальто­бе­тонное покрытие и цементо­бетонное ос­нование по ус­ло­вию прочности следует рассчиты­вать для наиболее не­бла­гоприятного периода года - жарких летних меся­цев, когда модуль упругости ас­фальтобетона минимальный.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.