Сделай Сам Свою Работу на 5

Семинар 7. Современные проблемы культуры.





1. Особенности современной культуры.

2. Глобализация культуры.

4. СМИ как фактор глобализации.

Самостоятельная работа – это планируемая работа студентов, выполняемая под руководством преподавателя и включающая различные виды заданий. В рамках курса предполагается внеаудиторная самостоятельная работа студентов: работа с учебниками и картами, работа с Интернет-ресурсами и чтение дополнительной литературы.

Для более эффективной организации самоподготовки студента, понимания и усвоения содержания курса предлагается модульный принцип изложения учебного материала. Обязательный компонент самостоятельной работы – овладение новыми терминами и понятиями, базой исторических фактов. Каждый модуль содержит комплекс исторических и культурологических понятий, которые необходимо усвоить

Для успешного усвоения материала студент должен постоянно заниматься самостоятельной работой в течение семестра: работа с учебником и конспектами лекций, чтение дополнительной литературы в Научной библиотеке ДВФУ, библиотеке кафедры и материалов на Интернет-ресурсах.

Обязательной частью самостоятельной работы студентов по курсу «культурология» является знакомство с работами или фрагментами работ теоретиков культуры.



КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Контрольные вопросы по разделам дисциплины:

1. Структура и состав современного культурологического знания.

1. Предмет философии культуры.

2. Этапы развития философии культуры.

3. Предмет и задачи культурологии.

4. Теоретическая и прикладная культурология.

5. Методы культурологического исследования.

6. Категории культурологии.

7. Социология культуры: предмет и задачи.

8. Культурная антропология: предмет и задачи.

9. Типология культуры.

10. Циклические теории развития культуры (О.Шпенглер).

11. Л.Гумилёв о развитии культуры.

12. Линейные теории развития культуры (К.Ясперс).

2. Строение культуры.

13. Понятие культурогенеза.

14. Динамика культуры.

15. Культурные изменения.

16. Культурные традиции.

17. Семиотическое понимание культуры (Ю.Лотман).

18. Знак в культуре.

19. Строение культуры.

20. Функции культуры.



21. Виды социокультурноой коммуникации.

22. Духовная и материальная культура.

23. Понятие «культурная картина мира».

24. Понятие ценностей в культуре.

3. Типология культуры

25. Сопоставление понятий «цивилизация» и «культура» в науке.

26. Цивилизация и культура (А.Тойнби).

27. «Столкновение цивилизаций» С.Хантингтона как современный этап развития культуры.

28. Массовая культура.

29. Элитарная культура.

30. Культурное своеобразие Запада.

31. Культурное своеобразие Востока.

32. Культурная самоидентификация.

33. Народ как субъект культуры.

34. Культурные институты в обществе.

35. Культурные особенности России.

36. Современные проблемы культуры в России.

4. Культура и бытие.

37. Н.Я.Данилевский о развитии культуры.

38. Проблемы состояния и развития культуры в современном мире.

39. Э.Трельч о развитии культуры.

40. Типы взаимодействия культуры и природы в истории человечества.

41. Роль природы в развитии культуры.

42. Современные проблемы взаимодействия культуры и природы.

43. З.Фрейд о проблеме «культура и личность».

44. Социализация личности.

45. Инкультурация личности.

46. Взаимодействие культуры и политики.

47. Культурная политика и её значение в современном мире.

48. Взаимодействие культуры и права.

 

Глоссарий

Приводится по учебнику: Малинина, Н.Л. Культурология/ Н.Л. Малинина, Т.А. Арташкина, С.М. Дударёнок, М.Б. Сердюк. Ч.1. Уч. пособие. [Электронный ресурс] – Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 2004-2011. (Доступен в НБ ДВФУ и на кафедре культурологии и искусствоведения ШИКС ДВФУ)

 

Адаптация(лат.) – процесс активного приспособления индивида, социальной группы, социальной системы к окружению путем изменения собственных внутренних характеристик.



Аккультурация(лат., греч.) – процесс и результат взаимовлияния культур, в результате которого носители одной культуры полностью или частично воспринимают нормы традиции и ценности другой культуры.

Аккумуляция культурная(лат.) – накопление, прибавление новых элементов к существующей культуре.

Аксиология(греч.) – философское учение о ценностях, обобщенные устойчивые представления о предпочитаемых благах, объектах, значимых для человека, являющихся предметом его интереса.

Анимизм(лат.) – вера в существование душ и духов, как причину явлений природы у примитивных народов; в одушевленность природы. Является основой естественной религии. Согласно анимизму душа возводится в принцип жизни.

Аномия(греч.) – понятие, введенное Э. Дюркгеймом и обозначающее любые виды "нарушений" в ценностно-нормативной системе общества. Среди них выделяют отсутствие норм, неэффективность их влияния как средства воздействия на социальное поведение, их расплывчатость; а также противоречивость норм, определяющих цели деятельности, и норм, позволяющих достигать эти цели. В результате аномии безграничные человеческие желания начинают слабо регулироваться. Отсутствие эффективных норм их регуляции делает индивида несчастным, ведет к появлению девиантного (отклоняющегося) поведения. Наиболее ярко аномия проявляется в переходных состояниях общества – революции, реформы и т.д.

Антиномия(греч.) – противоречие между двумя суждениями, каждое из которых считается в равной степени обоснованным и логически доказуемым.

Антропогенез(греч.) – происхождение человека, становление его как вида в процессе формирования общества – социогенеза.

Аполлон – в греческой мифологии сын Зевса и Лето, бог солнечного света, бог-целитель и прорицатель, покровитель искусств. Изображался прекрасным юношей с луком и кифарой. Аполлон символизируетцивилизацию и закон. Уже в древности образ Аполлона широко воплощался в искусстве, прежде всего, в скульптуре. Наиболее известной является скульптура "Аполлон Бельведерский", известна также статуя Аполлона Савроктона работы Праксителя. В новое время скульптуры Аполлона создали Торвальдсен и Роден. В живописи Аполлона чаще всего изображали в окружении муз (Пуссен), вместе с Дафной (Тьеполо), со своей сестрой Артемидой – богиней охоты (Л. Кранах Старший), сражающимся с Пифоном – мифическим драконом (Делакруа), "Аполлон у Адмета" (Лоррен). Образ Аполлона воплощен и в оперном искусстве (Люлли, Моцарт).

Аполлоновско-дионисийский – понятие, введенное Шеллингом, для выражения противоречивой природы культуры, через противопоставление сущности бога Аполлона как олицетворения формы и порядка в отличие от бурных, разрушающих все формы творческих порывов бога Диониса. Понятие использовали Гегель, Ницше, Р. Вагнер. В работе "Рождение трагедии из духа музыки" (1871) Ницше рассматривает аттическую трагедию и музыкальную драму Вагнера как отдельные моменты аполлоновского и дионисийского начал.

Артефакт (лат.) - искусственно созданный объект; как вещь, так и любой феномен духовной культуры. Основные параметры артефакта: материальность – форма объективации искусственного объекта; функциональность – изменения при его использовании; семантика – значения, смыслы, ценности в контекстах социокультурной коммуникации.

Архетип (греч.) – прообраз, первичная форма, образец. У К. Юнга архетипы – это структурные элементы коллективного бессознательного, на которых вырастает индивидуальная психика. Бессознательное К.Юнга - это память всего человеческого рода. Коллективное бессознательное присуще всем людям, оно передается по наследству, биологически, а не посредством культурной традиции. Архетипические образы всегда сопровождали человека, они являются источником мифологии, религии, искусства.

Асимметрия– функциональная асимметрия полушарий головного мозга была открыта еще в XIX в. Правое полушарие воспринимает внешний мир в красках и звуках. Левое полушарие управляет правой рукой, за исключением левшей. Левое полушарие отвечает за грамматические и логические формы. Правое полушарие дает образ для мышления, левое мыслит. Вероятно, асимметрия лежит в основе принципа дополнительности, о котором писали Н. Бор, Ю.М. Лотман. Благодаря асимметрии мы с легкостью пользуемся бинарными оппозициями для создания картины мира.

Атрибут (лат.) - признак, примета, существенное свойство.

Аффект (лат.) – эмоциональное состояние, характеризующееся болезненным возбуждением чувств, включением воли, вместе с тем сильным ослаблением ясности мышления и отличающееся от душевной страсти меньшей длительностью. Аффект и страсть часто стоят в таком же отношении, как действие и причина.

Биосфера (греч.). – в науку термин ввел Э. Зюс. В.И. Вернадский предложил свою трактовку. Биосфера – земная оболочка, охваченная биологической жизнью, которая налагает на нее своеобразную геологическую и физико-химическую организованность.

Бинарная оппозиция – противопоставление двух элементов; универсальное средство познания мира, которое особенно активно использовалось в XX в. В структурных гуманитарных исследованиях было установлено, что в описании любой картины мира лежат бинарные оппозиции, которые носят универсальный характер: жизнь – смерть; правый – левый; прошлое – будущее.

Буддизм –одна из трех мировых религий. Возник в Древней Индии в VI – V вв. до н. э. Основателем считается Сиддхартха Гаутама (623 – 544 гг. до н.э.). Распространился в Юго-Восточной и Центральной Азии. Буддизм основан на "учении о четырех благородных истинах": существуют страдание, его причина, состояние освобождения и путь к нему. В буддизме нет идеи Бога как творца и безусловно высшего существа.

Бытие –философская категория, обозначающая существование, бытие в мире, данное бытие. Необходимо проводить различие между реальным и идеальным бытием. Реальное бытие называют существованием, идеальное – сущностью. Реальное бытие имеет пространственно-временной характер, оно индивидуально, неповторимо; идеальное бытие лишено временного, действительного характера. Идеальным бытием обладают ценности, идеи, понятия. От бытия во всеобщем смысле отличают определенное бытие. В противоположность "видимости", которая часто понимается как "производное" от бытия, бытие считается истинным. Бытием называют совокупность всего сущего, мир в целом. В этом случае бытие является: 1) или всеобъемлющим понятием, наиболее широким по своему объему, но беднейшим по своему содержанию, поскольку оно не обладает никакими признаками кроме существования; 2) или оно распространяется только на одну вещь, всеединство, и его содержание поэтому бесконечно. В теологическом мышлении Бог является вечным творцом бытия, в идеалистическом мышлении бытием объявляется дух, в материалистическом – материя. Согласно современной онтологии, бытие – есть сущее как таковое, до расчленения на отдельные вещи или предметы. Различают два способа бытия – реальность и идеальность, а в них три вида бытия – возможность, действительность, необходимость.

Весовые соотношения – частота встречаемости явлений, объектов в статистике.

Витальный (лат.) – жизненный, полный жизни.

Внеинституциональные культурные взаимодействия – нерегулируемое специально культурное взаимодействие частных лиц.

Генезис – (греч.) – происхождение, возникновение, развитие. Например, биогенезис – возникновение или развитие жизни.

Генеративная лингвистика(порождающая лингвистика) – направление в структурной лингвистике, возникшее в 1950-е гг. XX в., основателем которого является американский лингвист Н. Хомский. В основе генеративной лингвистики лежит представление о порождающей модели языка, то есть о конечном наборе правил, способных породить все правильные предложения языка. Генеративная лингвистика представляет процесс моделирования языка. Генеративные модели строились в 50-е – 70-е гг. В качестве господствующей лингвистической теории генеративная лингвистика осталась только в США, в Европе ее вытеснили теории, ориентированные на живую человеческую коммуникацию (теория речевых актов, логическая семантика).

Герменевтика– (греч.) – искусство перевода, искусство объяснения. В древнегреческой мифологии Гермес был посредником между богами и людьми. Герменевтика появилась как особый метод классической науки о языке, позволяющий толковать памятники древней литературы. В XIX в., начиная со Шлейермахера, герменевтика стала специфическим методом наук о духе. Герменевтика – это учение о понимании, научном постижении наук о духе.

Гетерогенный (греч.) – разнородный, принадлежащий другому роду, неоднородный, составленный из неоднородных элементов. Противоположность – гомогенный.

Гносеология(греч.) – учение о познании.

Деградация(фр.) – постепенное ухудшение, вырождение, упадок, движение назад.

Деконструкция– особая стратегия по отношению к тексту. Термин деконструкция предложил французский философ Ж. Деррида. Всякая интерпретация текста, допускающая идею внеположености исследователя по отношению к тексту, признается несостоятельной. Исследование ведется в диалоге между исследователем и текстом. Представляется, что не только исследователь влияет на текст, но и текст влияет на исследователя. Исследователь и текст выступают как единая система.

Деструкция (лат.) – разрушение норм, структуры чего-либо.

Детерминация(лат.) – определение, определенность.

Деятельность – специфическая человеческая форма активного отношения к окружающему миру. Деятельность человека предполагает определенное противопоставление объекта и субъекта. Всякая деятельность включает в себя цель, средство, результат и сам процесс деятельности, поэтому деятельность носит осознанный характер. Если основанием для деятельности является сознательно формулируемая цель, то основание самой цели находится вне деятельности, в сфере человеческих мотивов, идеалов и ценностей. В результате человеческой деятельности происходит развитие человека, общества и культуры.

Дионис (греч.) – в древнегреческой мифологии – бог растительности, вина и веселья, покровитель виноградарства и виноделия, иначе Бахус, Вакх. Древние греки изображали Диониса бородатым мужчиной в длинной одежде или обнаженным юношей, обычно в окружении менад, сатиров и силенов. Образ Диониса нашел отражение в картинах Тициана, Рубенса, Веласкеса; в драме Ж. Кокто, в симфонической поэме М. Регера, в операх К. Дебюсси, Ж. Массне.

Дискурс (лат.) – понятие, выдвинутое структуралистами, для анализа социальной обусловленности речевых высказываний. Термином обозначается какая-либо концепция, непосредственно обращенная к читателю и слушателю. Дискурс означает единство мысли и слова, значения и знака, знания и его словесного выражения, которое приобретает смысл лишь в процессе человеческого общения.

Дифференциация(фр.) – разделение, расчленение, расслоение целого на различные части, формы, ступени.

Диффузия культурная (лат.) – пространственное распространение явлений культуры.

Дихотомия(греч.) – деление на двое; в логике – подразделение на два ряда.

Знак – материальный, чувственно воспринимаемый предмет (явление, действие), который выступает как представитель другого предмета, свойства или отношения. Представление, появившееся в сознании благодаря знаку, есть значение знака, представление, слившееся со своим значением в некоторое внутреннее единство есть символ.

Идентификация(лат.) – отождествление людьми друг друга и себя с определенными культурными категориями ( ценностями, нормами и т.д.).

Идентичность(лат.) – относительно устойчивая, осознанная система представлений индивида о самом себе, на основании которой он отличает себя от внешнего мира и других людей.

Идеографический метод – метод, который описывает, индивидуализирует, в противоположность номотетическому. По Виндельбанду, идеографический метод использует история, которая имеет дело с однократным, не повторяющимся явлением.

Изоморфизм(греч.) – понятие, выражающее тождественность, идентичность форм.

Императив(лат.) – требование, приказ, закон. В "Критике практического разума" И. Канта императив – это общезначимое нравственное предписание, правило, выражающее долженствование.

Инвариантность(лат.) – не поддающийся изменению. Свойство некоторых существенных для системы отношений сохраняться при её определенных преобразованиях.

Инверсия культурная(лат.) – термин используется в социологии культуры и культурологии и обозначает процесс развития ценностей на чуждой им основе — ценностей модернизации на базе традиционализма и ценностей традиционализма на базе модернизации, что приводит к изменению смысла явлений и процессов так, что они становятся прямо противоположными.

Инициирование(лат.) – возбуждение какого-либо процесса в результате внешнего воздействия на систему.

Инкультурация – процесс, в ходе которого индивид осваивает традиционные способы мышления и действий, характерные для культуры, к которой он принадлежит.

Инновация (англ.) – механизм формирования новых технологий и новых моделей поведения, которые создают предпосылки для социокультурных изменений. Инновации происходят на двух уровнях: 1) внутри культуры делаются изобретения или вводятся нововведения; 2) извне происходят заимствования и стимулированная культурная трансформация. Инновации, внедряясь в культуру этноса, проходят три этапа: отбора, в процессе которой не все инновации выдерживают фильтр данной культуры; модификации, учитывающий специфику культуры данного этноса; интеграции, когда инновации перестают восприниматься как нечто новое, становясь традицией данного общества. Некоторые культуры обладают традицией общественной поддержки инноваций. Соотношение между традицией и инновацией зависит от исторических условий.

Институциональные культурные взаимодействия – взаимодействия в рамках любых организационных структур: государственных, общественных, частных.

Интеграция (лат.) – состояние связности отдельных дифференцированных частей, функций, системы в целом, а также процесс, ведущий к такому состоянию.

Иррационализм (лат.) – учение, которое определяет инстинкт, интуицию, чувство, любовь как решающие источники познания, данные которых разум лишь разрабатывает дальше.

Ислам, мусульманство(араб.) – одна из мировых религий, наряду с христианством и буддизмом, возникла в VII в. в Аравии. Основателем ислама считается Мухаммед, которого, по преданию Аллах избрал своим посланником, пророком. Основу ислама составляет строгий монотеизм (единобожие – вера в Аллаха). Для ислама Коран – вечная, несотворенная священная книга. Мусульмане должны верить в единого, всемогущего Аллаха, воскрешение мертвых, конец света, соблюдать молитвы, пост. Ислам не признает разделения духовных и светских функций власти.

Когнитивный (лат.) – соответствующий познанию, познаваемый.

Код культуры– совокупность знаков, символов, смыслов, которые заключены в любом предмете культурной деятельности.

Конвенция (лат.) – договор, соглашение (молчаливое); конвенциональный – традиционный, общепринятый.

Консенсус(лат.) – готовность признания за противной стороной законности её интересов и связанное с этим искусство компромисса.

Контекст(лат.) – термин применяется для обозначения в культурологии общего смысла, социально-исторических и культурных условий, которые дают возможность уточнить смысловое значение результатов творческой деятельности человека.

Контент-анализ – (англ.) – метод, применяемый в ряде наук для выявления и оценки специфических текстов, а также других носителей информации. В культурологических исследованиях обрабатываются большие массивы текстов, чтобы выявить частоту употребления и тенденции развития понятия или темы на протяжении значительного времени.

Конфессия – вероисповедание, объединение верующих, священнослужителей, церковных организаций в рамках господствующей религии.

Культурная (социальная) антропология – область научного познания, исследующая содержание совместной деятельности людей. Изучает артефакты культуры и складывающиеся вокруг них отношения и взаимодействия, строит теоретические модели поведения людей, описывает микродинамику культурных процессов. Культурная антропология и социальная антропология почти тождественны. Различие названий появилось из-за исторических особенностей их формирования. Культурная антропология возникла в США, где исследовались индейские общины без стабильной социальной организации, распавшиеся под влиянием американского общества. Социальная антропология сформировалась в Англии, где предметом анализа были "примитивные" сообщества, имеющие собственную социальную организацию – полинезийские, африканские и др.

Либидо (лат.) – одно из ключевых понятий психоанализа; означает психическую энергию, в основе которой лежит сексуальная потребность, трансформирующаяся в сфере бессознательного в различные виды психической активности. К. Г. Юнг в полемике с Фрейдом (1939) расширяет термин до понятия психической энергии вообще, своего рода метафизического принципа психики. В сексологии чувственное вожделение, половое влечение.

Линейное (стадиальное) развитие мировой культуры – непрерывная прогрессивная смена характера культуры, общественного строя, всей политической и духовной надстройки. В рамках исторического материализма утверждалась концепция формационного развития общества, вызванная изменением способа производства.

Локальный– (лат.) - свойственный данному месту, не выходящий за определенные пределы.

Манкурт(от имени собственного) – человек, утративший историческую память, нравственные, духовные ценности, связь со своим народом. Термин, получивший распространение в отечественной культуре, после выхода в свет романа Ч. Айтматова "И дольше века длится день".

Ментальность (лат.) – образ мышления, общая духовная настроенность человека, группы. Ментальность формируется в зависимости от традиций культуры, социальных структур и среды обитания. В свою очередь человек сам организует ментальность, выступая как порождающее сознание.

Метафизика (греч.) – название сочинений Аристотеля, в которых рассматривается то, что, познается только после природы, но само по себе является первым. С поздней античности вообще название соответствующих философских дисциплин. В этом смысле метафизика – основная философская наука, в которой коренятся все философские дисциплины. Она является той наукой, которая ищет постоянное, связь, сущность и смысл вещей. Метафизика устремлена к простому, единому и целостному. Метафизика распадается на учение о самом сущем (онтология), сущности мира (космология), о человеке (философская антропология), о существовании и сущности Бога (теология). Различают спекулятивную метафизику, которая стремиться толковать и выводить общую действительность, исходя из высшего всеобщего принципа, и индуктивную метафизику, которая пытается построить картину мира, опираясь на достижения частных наук. Спекулятивная метафизика, которая пыталась познать истинное бытие на основе чистого разума возникает в период поздней античности. Кант в своей "Критике чистого разума" (1781) подвергал сомнению этот вид метафизики за то, что чисто спекулятивная мысль не способна к познанию действительности. Спекулятивная метафизика пережила подъем в работах идеалистов: Фихте, Шеллинга, Гегеля. Вместе с тем добился признания позитивизм, который одобрительно воспринимал успехи естествознания и техники, а метафизические проблемы рассматривал как ложные. Неокантианство также было враждебно метафизике. Во второй половине XIX в. метафизика потеряла свое значение, учением о принципах познания и методах частных наук стала философия, свободная от метафизики. В начале XX в. вновь наблюдается возвращение к метафизике, т.к. к простому и целостному пониманию действительности можно приблизиться лишь с помощью метафизического рассмотрения.

Миф (греч.). 1. Древнее предание, рассказ – наиболее узкая трактовка; 2. мифотворчество, мифологический космогенез - попытка человека объяснить самому себе всю структуру, смысл того мироздания, космоса, частью которого он является, в котором живет; 3. Исторически и культурно обусловленное особое состояние сознания, чувственное представление о мире, когда человек не противопоставляет себя природе, а сливается с ней. В мифе всегда присутствует обобщающее начало. Мифологическое сознание свойственно человеку на протяжении всей истории, а не только на ранних его стадиях. Современный человек также творит мифы, чувственно обобщая явления современной жизни.

Модернизация(фр.) – процесс движения доиндустриаольных обществ, основанных на традиционных типах социальности, к культуре развитых стран капитализма. Это приводит к дифференциации духовных систем и ценностных ориентаций, плюрализации общественного сознания, распространению грамотности, формированию национальной культуры и языка, распространению массовой культуры, развитию масс-медиа.

Нигилизм (лат.) – отрицание общепринятых норм культуры; вид негативного умонастроения. Термин стал широко распространенным благодаря роману И.С. Тургенева "Отцы и дети". Ницше обозначает словом "нигилизм" явление, связанное с переоценкой высших ценностей: нет больше ничего, во имя чего следует жить и к чему следует стремиться. Нигилизм получает особое распространение в кризисные эпохи общественно-исторического развития.

Новое время – историческая эпоха европейской культуры от середины XVII до XIX вв. Основная установка человека Нового времени в отличие от средневековья – интерес к земным ценностям, к собственной жизни, успехам.

Новая культурная история –дисциплина в рамках "новой исторической науки", наряду с "новой социальной историей" и др. С 60 гг. XX в. на Западе появляется "новая историческая наука", которая, ориентируясь на междисциплинарный подход, использует в историческом исследовании аналитические методы, модели, понятия общественных наук. Отличается подвижностью, способностью адаптироваться к радикальным изменениям "новой историографии".

Номотетический метод (греч.) – в философии Канта способ законодательной деятельности разума в установлении им законов и правил познания. Введен Виндельбандом. В противоположность идеографической исторической науке, лишь описывающей повторяющиеся факты, естествознание понимает под законом природы "повторяющиеся явления, способ действия которых всегда одинаков".

Объект (лат.) – вещь, предмет. С конца XVIII в, особенно вслед за Кантом, объектом называют то, что противостоит субъекту, т.е. сознанию, внутреннему миру, как действительное, как часть внешнего мира.

Означение(референция) – 1. Процесс перевода актуально-значимой информации (смысла) в конкретную знаковую форму. 2. Деятельность по осуществлению данного процесса. Означение осуществляется средствами языков культуры или внесистемных знаков. В результате означения возникают знак, последовательность знаков, новое значение у существующего знака или последовательности знаков, культурный текст.

Опредмечивание и распредмечивание – характеристики человеческой предметной деятельности. Опредмечивание – процесс, в котором человеческие способности переходят в предмет и воплощаются в нем, благодаря чему предмет становится социокультурным. Распредмечивание – процесс, в котором свойства, сущность предмета становятся достоянием человека. Человек распредмечивает формы прошлой культуры и осваивает их. Опредмечивание и распредмечивание раскрывают внутренний динамизм культуры, который существует в процессе человеческой деятельности.

Отчуждение –процесс превращения различных форм человеческой деятельности и её результатов в самостоятельную силу, господствующую над ним и враждебную ему. Отчуждение связано с рядом проявлений: бессилие личности перед внешними силами жизни; представление об абсурдности существования; утрата людьми взаимных обязательств; отрицание господствующей системы ценностей; ощущение одиночества; аутентичность личности.

Пансексуализм(греч.) – распространение сексуальных отношений на все сферы культуры.

Парадигма – (греч.) система основных научных достижений, по образцу которых организуется исследовательская практика учёных в конкретной области знания в данный период.

Паттерн (англ.) – модель организации чего-либо, общие фундаментальные черты.

Пластические искусства – виды искусства, произведения которых существуют в пространстве, не изменяясь и не развиваясь во времени, и непосредственно визуально воспринимаются зрителями (живопись, скульптура, графика, архитектура, декоративно-прикладное искусство, художественное конструирование).

Позитивизм – направление в философии и науке, которое исходит из "позитивного", то есть из данного, фактического, несомненного, и ограничивает им свое исследование и изложение, а метафизические объяснения считает теоретически неосуществимыми и практически бесполезными.

Политеизм– (греч.) – вера во многих богов или многобожие, противоположно монотеизму

Постмодернизм– обозначение сходных явлений в общественной жизни и культуре современных индустриально развитых стран. В архитектуре и изобразительном искусстве 70-80-х гг. XX в. характерной особенностью постмодернизма является объединение в рамках одного произведения стилей, образных мотивов, заимствованных из других эпох. К сер. XX в под постмодернизмом понимали современную фазу развития европейской культуры, начавшуюся в последней четверти XIX в. В 70-е гг. XX в. к нему стали относить работы французских философов – Ж. Делеза, Ж.-Ф. Лиотара, Ж. Бодрияра, Ж. Деррида, - идеи которых впоследствии получили распространение во всей западной культуре.

Постструктурализм – одно из направлений в философском и социогуманитарном знании, получившее развитие в 70-80 гг. XX в. Его основная задача – преодоление структурализма. Постструктурализм совпал на Западе с такими явлениями, как падение престижа науки, веры в социальный прогресс общества, усиление процесса дегуманизации общественных отношений. Постструктурализм наиболее интенсивно развивался во Франции, его главные представители – Р. Барт, М. Фуко, Ж. Деррида, Ж. Бодрийар, Ю. Кристева. Цель постструктурализма – осмысление всего "неструктурного" в структуре, выявление парадоксов, возникающих при попытке объективного познания человека с помощью языковых структур, построение новых практик чтения. Среди ориентаций постструктурализма особенно важны две – с акцентом на текстовую реальность и на политическую реальность. Постструктурализм явился основой постмодернизма, где объединяются либо чередуются культурные знаки различных эпох и стилей.

Прагматический(греч.) – практический, относящийся к делу, служащий практике.

Прагматизм – философское воззрение, которое видит наиболее яркое выражение человеческой сущности в действии. Получил развитие в американской философии.

Рационализм – (лат.) – точка зрения разума; совокупность философских направлений, признающих разум основой познания и поведения людей. После существовавшего в Древнем мире объективистского рационализма в XVII-XVIII вв. складывается собственно рационализм в работах Декарта, Спинозы, Лейбница, Вольфа. Против них выступают эмпиристы Локк, Юм, Кондильяк. Кант устраняет противоположность эмпиризма и рационализма в синтезе критицизма; Фихте, Шеллинг, Гегель частично возвращаются к объективистскому рационализму. Рационалистичными являются марксизм, позитивизм, прагматизм. Рационализм – метод мышления эпохи Просвещения, верящей в неограниченную силу человеческого познания. Для рационализма существуют только еще не разрешенные проблемы, но принципиально неразрешимых нет. В эпоху рационализма возникло новое понятие науки, которое отождествлялось с математикой и естествознанием. Позднее возникает понятие науки, свободной от ценностей, результаты науки не должны оцениваться. Рационализм предоставляет разуму право на неограниченное господство. В рационализме нет места метафизике.

Редукция (лат.) – сведение сложного процесса к более простому.

Релевантный– семантически соответствующий.

Релятивизм(лат.)– методологический принцип анализа и интерпретациипознания мировоззренческих систем, культуры, состоящий в абсолютизации качественной нестабильности явлений, их вариативности в различных условиях и ситуациях.

Рефлексия (лат.) – принцип человеческого мышления, направленный на осмысление и осознание собственных форм и предпосылок, рассмотрение самого знания, деятельность самопознания, раскрывающая внутреннее строение духовного мира человека.

Сакральный(лат.) – все то, что относится к религиозной вере, религиозному культу; обрядовый, традиционный.

Секуляризация(лат.) – любая форма освобождения от религиозных и церковных институтов.

Семантика (греч.) – раздел логики и семиотики, посвященный анализу комплекса связанных между собой понятий, центральными из которых являются понятия значения и смысла.

Семиология – общая теория знаков, изучающая способы коммуникации между людьми посредством знаков или языка. Основы этой теории были разработаны Ф. де Соссюром и Р. Бартом. По их мнению, существует столько языков, сколько разных форм культуры: пища, одежда, кино, мода, литература и т.д. Каждая форма культуры наделяется системой значений.

Семиотика (греч.) – наука о знаках, знаковых системах; поведении, использующем знаки; лингвистической и нелингвистической знаковой коммуникации.

Симбиоз(греч.) – в культурологии термином обозначается процесс, возникающий в ходе взаимодействия культур, в котором собственные и заимствованные элементы и течения остаются в достаточной степени автономными, дистанцированными по отношению друг к другу, что нередко сопровождается взаимным недоверием и конфликтами.

Символ(греч.) – отличительный знак, образ, воплощающий какую-либо идею; видимое, реже слышимое образование, которому определенная группа людей придает дополнительный смысл, не связанный с сущностью этого образования.

Синкретизм(греч.) – нерасчлененность, характеризующая неразвитое состояние какого-либо явления; сочетание разнородных воззрений, взглядов, при котором не учитывается необходимость их внутреннего единства и не противоречия друг другу. В искусствознании, эстетике этим термином обозначается органическое сочетание элементов разных видов искусств. В истории мирового искусства сложились три формы синтеза искусства: театральный синтез искусств, кинематографический, синтез пластических искусств.

Синтез культур(греч.) – взаимодействие и соединение разнородных элементов, при котором возникает новое культурное явление, течение, стиль или модель социокультурного устройства, отличающееся от составляющих его компонентов и имеющее собственное качественно определенное содержание и/или форму

Социализация (лат.) – процесс усвоения человеком определенной системы знаний, норм, культурных ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве равноправного члена общества. Термин "социализация" не имеет однозначного толкования, сближаясь в одних случаях с воспитанием, а в других – с формированием личности. Проблемы с

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.